Допрос в качестве свидетеля в налоговой или в суде по гражданскому делу

Действующее налоговое законодательство предоставляет представителям ИФНС широкий круг полномочий при проведении мероприятий налогового контроля. В частности, в рамках налоговой проверки (независимо от того, в какой форме она проходит) представители контролирующих органов могут проводить допрос свидетелей.

Целью допроса является выяснение обстоятельств осуществления определенных финансово-хозяйственных операций, вызывающих сомнения у проверяющих.

Информацию, полученную в ходе допроса, налоговики в дальнейшем используют как элемент доказательной базы в делах о нарушении налогового законодательства.

Следовательно, данное мероприятие может иметь достаточно серьезные последствия для налогоплательщика, поэтому очень важно знать не только о том, как проходит допрос, но и о том, как подготовиться и как вести себя во время его проведения, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Начнем с того, что действующее законодательство по налогам и сборам относит к числу свидетелей, которые могут быть допрошены представителями ИФНС, любых физических лиц, обладающих, по мнению контролирующего органа, сведениями, имеющими значение для налогового контроля. Налоговики могут брать показания как у работников и должностных лиц налогоплательщика, так и у его контрагентов, налоговых агентов и прочих обязанных лиц.

Вместе с тем, законодатель в п.2 ст. 90 НК устанавливает запрет на допрос в качестве свидетелей малолетних или недееспособных лиц, а также лиц, обладающих необходимой информацией, но связанных профессиональной тайной (например, адвокатов или аудиторов).

Когда может быть проведен допрос свидетеля?

Действующее налоговое законодательство устанавливает определенные временные периоды, в течение которых можно допрашивать свидетелей. Прежде всего, данное мероприятие может быть проведено непосредственно во время самой проверки (камеральной, выездной, встречной).

Свидетели также могут быть допрошены до того, как проверка начнется, либо же в ходе дополнительных действий налоговиков, если они требуются для уточнения результатов проверки (так называемые мероприятия дополнительного контроля).

Если же проверка приостановлена, а проведение дополнительного контроля официально окончено, любые допросы свидетелей, проведенные в это время, будут считаться незаконными.

Вместе с тем, если свидетель в установленном порядке вызывался на допрос тогда, когда проверка проводилась, то взять у него показания можно и после истечения вышеуказанных временных рамок.

Вызов на допрос свидетелем в налоговую – игнорировать или идти

ФНС в своем письме АС-4-2/12837, датированном 17.07.2013 г., четко указывает, что вызов на допрос нужно осуществлять повесткой, в которой должна содержаться информация не только о месте и времени, но также и об основаниях его проведения.

Если такая повестка вами получена, то уклоняться от посещения налогового органа не стоит, поскольку можно не только заработать штраф в размере тысячи рублей, но и стать субъектом, в отношении которого вполне вероятно будет осуществлен розыск и принудительный привод на допрос полицией.

Кроме этого, неявка по повестке без объяснения причин, может негативно сказаться на исходе мероприятий налогового контроля, поскольку будет в дальнейшем трактоваться налоговиками как непрямое доказательство нарушения плательщиком норм налогового закона.

При наличии уважительных причин (болезнь, большая загруженность на работе, несвоевременное получение повестки, дальнее расстояние, ограниченный срок для явки и прочие) можно перенести время и место проведения допроса, однако о таких причинах следует обязательно сообщить налоговому органу, направившему повестку.

Игнорировать вызов на допрос можно в том случае, если он сделан не предусмотренным законом способом (вас пригласили по телефону, прислали смс-ку, электронное письмо, передали просьбу явиться в ИФСН через третье лицо, инспектор сделал устное приглашение при встрече).

Где должен проводиться допрос

В статье 90 Налогового кодекса определено, что отбор показаний у свидетелей должен осуществляться в налоговом органе, проводящем контрольные мероприятия.

Вместе с тем, в случае, если свидетель болен, является инвалидом или же лицом преклонного возраста, он может быть допрошен по своему месту жительства.

В данной ситуации Федеральная налоговая служба рекомендует получать от такого свидетеля согласие на допуск в его жилье.

Если свидетель территориально далеко находится от того контролирующего органа, который желает его допросить, налоговая инспекция может направить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения такого свидетеля письменное поручение о его допросе.

Как происходит допрос в налоговой инспекции

Мероприятие начинается с установления личности свидетеля.

После этого вам должны быть разъяснены ваши права и сделано предупреждение об ответственности в отношении дачи показаний (отказ или уклонение от ответов на поставленные вопросы, предоставление ложных сведений).

Если в ходе допроса будут использоваться технические средства его фиксации, дознаватель должен поставить вас об этом в известность и отразить данный факт в протоколе.

Далее следует непосредственная процедура снятия показаний и составление протокола. Конечный этап мероприятия – ознакомление с протоколом и его подписание свидетелем. Выдача копии протокола допроса свидетелю – право, а не обязанность налогового органа.

Можно ли отказаться от дачи показаний? Да, если такие показания могут быть использованы против допрашиваемого или членов его семьи. Данное правило закреплено в Конституции (ст.51).

Однако, если в качестве свидетеля вызывается руководитель юридического лица, ссылаться на приведенную норму Основного закона он не может, поскольку представляет не себя лично, а вверенную ему организацию. Безосновательный отказ от показаний влечет за собой наложение на физическое лицо штрафа в сумме трех тысяч рублей.

О чем обычно спрашивают на допросе?

На сегодняшний день налоговики выработали определенный перечень вопросов, которые они задают свидетелям. Зная этот перечень, можно предварительно подготовиться к даче показаний. Итак, о чем вероятнее всего могут спросить?

  • О контрагентах. Здесь существует достаточно широкий спектр информации, которая может заинтересовать инспектора, в частности: где находится контрагент, кто является его руководителем, контактным лицом, как происходил поиск данной организации, в каком режиме осуществлялось взаимодействие (телефоны, электронные адреса, личные встречи).
  • Об особенностях заключения договоров (как велись переговоры, как происходили подготовка и подписание документов, обмен ими).
  • О ходе выполнения соглашений (как выполнялись работы или поставлялся товар, кто его принимал, кто подписывал первичную документацию).

Нужно быть готовым к тому, что налоговый инспектор будет использовать весь имеющийся у него инструментарий для получения нужной информации. Это могут быть и скрытые методы психологического давления, и многократное повторение одного и того же вопроса в различных формулировках. Поэтому, чтобы не запутаться и не наговорить лишнего, настоятельно рекомендуем:

  • во-первых, всегда оставаться начеку;
  • во-вторых, давать четкие и однозначные ответы;
  • в-третьих, заранее проработать с контрагентом единообразную версию событий;
  • в-четвертых, если мнимые или сомнительные сделки действительно имели место, обязательно получить консультацию специалистов в области права, которые помогут выработать правильную тактику поведения на допросе.

Внимательно прочитать протокол допроса и при необходимости внести корректировки

Как уже было сказано, результаты допроса оформляются протоколом, и от того, насколько правильно внесены в такой протокол ваши ответы, во многом зависит, какие последствия будет иметь для налогоплательщика данное мероприятие. Не забывайте, что ваши показания в протокол вписывает лицо, их снимающее, поэтому делает оно это так, как выгодно контролирующему органу.

Поэтому, перед тем, как вы поставите в протоколе свою подпись, следует внимательно перечитать весь текст составленного документа (включая не только данные вами ответы, но и заданные вопросы). Ведь даже одно слово, перекрученное налоговиком, может полностью изменить смысл сказанного вами.

Если ваши ответы на вопросы написаны неточно, перефразированы или искажены, протокол содержит фразы, которые вы не говорили, письменная формулировка вопроса не соответствует той, которая была озвучена, попросите налоговика внести исправления или собственноручно отметьте это в разделе для замечаний (напишите, с какими формулировками вы не согласны и укажите нужные).

Правовики рекомендуют подписывать протокол на каждой странице, а если он распечатан только на одной стороне листа, – прочеркивать пустую сторону во избежание допечатывания текста или замены страниц документа.

Допрос в налоговой прошел неудачно. Как поправить показания?

Если после допроса вы придете к выводу, что дали неудачные показания, существует возможность подправить их. Сделать это можно двумя способами: попросить налоговый орган о повторном снятии показаний и в процессе дополнительного допроса подкорректировать ранее сказанное, или же обратиться к адвокату.

  • Последний также имеет право провести допрос свидетеля.
  • Проведенный адвокатом допрос наравне с документами ИФСН является полноценным доказательством в налоговом деле, поэтому в протоколе такого допроса можно привести аргументы, опровергающие ранее данные контролирующему органу показания (например, принуждение налоговиками свидетеля к подписанию некорректного протокола, введение в заблуждение и прочие).
  • Источник: блог налогового адвоката Павла Тылика

Если вызывает на допрос налоговый орган — 12 советов от юриста — Право на vc.ru

Советник и адвокат юридического бюро DS Law Денис Зайцев о порядке действий до, во время и после беседы с инспектором.

{«id»:25242,»gtm»:null}

Статистика ФНС и Верховного суда уже какой год рапортует о росте доначислений по результатам налоговых проверок.

Количество контрольных мероприятий уменьшается (в 2016 году проведено 26 тысяч проверок — на 15% меньше показателя предыдущего года), а их результативность растет: по сравнению с 2015 годом по результатам налоговых проверок в бюджет поступило на 103 млрд рублей больше, на 54% вырос средний «ценник» проверки, с 44% до 82% за пять лет увеличился процент решений, принятых в пользу налоговых органов.

При этом один из самых действенных механизмов в выявлении недоимки, который может перечеркнуть все старания собственника бизнеса, привлеченных консультантов и все бумажные доказательства, — это допрос.

Допрашивают топ-менеджеров и собственников, текущий персонал и уволенных сотрудников, руководство и сотрудников контрагентов. Нередко почву для доначислений дают не «отказные» свидетельства и «доносы» обиженных контрагентов и бывших работников, а вполне лояльные бизнесу показания.

Часто сотрудники налогового органа звонят по телефону и высылают приглашения с целью «просто пообщаться». В таких приглашениях часто указывается «просим явиться» и тому подобное.

Здесь следует отметить: единственное основание для приглашения — повестка о вызове на допрос, оформленная в виде официального документа за подписью руководителя и с печатью инспекции со строгим требованием явиться для дачи показаний в качестве свидетеля. От всех остальных приглашений можно отказаться, ответственность за такую «неявку» не наступит.

Читайте также:  Сделки с долями недвижимости теперь оформляются только через нотариуса

Также нередко сотрудники инспекции пугают принудительным приводом в случае неявки. Это не так. Налоговый орган вызывает на допрос только в рамках Налогового кодекса, который такой процедуры, как привод, или иной похожей меры не содержит. Привод возможен только в рамках дела об административном правонарушении, о котором вас обязаны предварительно уведомить.

Даже если вызвали по всем правилам, решение, идти или нет, остаётся за вами. Цена вопроса — штраф в 1000 рублей. Такое решение принимается, как правило, с учетом того, понимаете ли вы цель вызова, готовы ли вы ответить на все вопросы, как такие ответы могут повлиять на вас или, к примеру, на ваших деловых партнеров и допустимы ли такие последствия.

В повестке о вызове на допрос в качестве свидетеля должна быть указана причина вызова. Так вы поймете, для чего вас вызывают и о чём возможно будут спрашивать. Чаще всего вызывают, чтобы получить показания в отношении вас самих как налогоплательщика (организации, акциями или долями которой вы владеете), либо в отношении ваших контрагентов.

Также вызывают работников организации, реже — бывших сотрудников для дачи «уличающих» показаний. Если цель непонятна, вы можете позвонить исполнителю (обычно указывается в повестке) или написать письменное обращение. Не получив вразумительного ответа, можете смело возвращаться ко второй рекомендации.

Если цель вызова ясна, соберите документы по предмету допроса. Эту рекомендацию практически никто не выполняет. И напрасно: ведь на самом допросе документы под рукой помогут точнее вспомнить обстоятельства дела, дать более корректный ответ.

Это поспособствует тому, что вас повторно не вызовут на допрос (а это случается достаточно часто), а также не позволит инспектору додумать что-то за вас. Так, налоговые органы могут сознательно использовать прием по дискредитации показаний в случае, когда вы не можете дать ответ на совершенно очевидный вопрос.

К примеру, отвечая на вопросы вроде «известен ли Вам Иванов Иван Иванович», «подписывали ли Вы документы?» фразами «нет» или «не помню», вы даете налоговому органу шанс заявить о недействительности таких отношений, о создании фиктивного документооборота.

Подобный аргумент может позволить налоговому органу как исключить расходы для целей налогообложения для вашей организации, так и сделать то же самое для вашего контрагента.

Если назначенное для вызова время вас не устраивает, вы можете попросить о переносе. Причина неявки в назначенное время должна быть объяснена, но прикладывать подтверждающие документы не обязательно.

При этом новое время для вызова строго формально должно сообщаться самостоятельно повесткой — её при вашем благосклонном отношении могут вручить непосредственно в инспекции. Однако вы можете потребовать предъявления такой повестки по установленному порядку (почтой, по месту жительства).

Ответ на вопрос о возможности или целесообразности участия юриста на допросе в рамках Налогового кодекса достаточно неоднозначный. Закон прямо не предусматривает, но и не запрещает пользоваться услугами юриста в налоговых правоотношениях.

При этом совершенно точно юрист не может пойти на допрос вместо самого свидетеля, так как здесь важна именно личность вызываемого. По этой же логике юрист не может отвечать вместо свидетеля, но может перед каждой репликой давать слышные только свидетелю советы по каждому из ответов.

Закон не предусматривает и четкой процедуры проведения допроса, что опять же не запрещает представителю свидетеля делать замечания на протоколе от имени своего доверителя (тем более что такая графа в протоколе допроса предусмотрена), а также иным образом защищать его интересы (например, уточняя вопросы сотрудников инспекции, их применимость к цели вызова и тому подобное).

Однако наличие юриста при всей очевидной пользе может сыграть злую шутку:

  • Это может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.
  • Всё сказанное свидетелем в присутствии представителя (в том числе в интерпретации налогового органа) будет восприниматься как аргумент, имеющий большую доказательственную силу (как «прошедший через юриста»).

Юриста также не стоить брать с собой, если предмет допроса не соответствует уровню ответственности. К примеру, если вызывают, чтобы получить пояснения по контрагенту, с которым заключен договор на незначительную сумму.

Если для этого дела вы приглашаете с собой юриста или адвоката, это может означать, что вы не уверены или даже испытываете страх перед чем-то. Поэтому присутствие юриста в такой ситуации может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.

Если вы всё-таки приняли решение о привлечении представителя, сделайте следующее: уведомите налоговую о том, что прибудете с представителем, сообщив его ФИО и паспортные данные для пропуска; оформите на представителя нотариальную доверенность (даже если вас вызывают как руководителя организации, который во всех остальных случаях вправе действовать без доверенности).

Здесь поможет использование наиболее коротких фраз. Избегайте оценочных суждений, предположений. Если что-то непонятно — задавайте инспектору уточняющие вопросы. Держите в памяти причину вызова и помните: на вопросы, не относящиеся к предмету вызова, вы вправе не отвечать.

Завершайте свою мысль. Ответы «не помню», «не знаю» лучше не использовать. Вместо этого старайтесь использовать предложения «не знаю, так как это не входит в мои должностные обязанности» или «не могу пояснить, у меня нет перед собой необходимых документов».

Да, вы вправе воспользоваться 51 статьей Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Однако это право нельзя использовать повсеместно и по любому поводу.

К примеру, если вас вызвали для допроса в качестве руководителя организации-налогоплательщика и спрашивают про взаимоотношения с контрагентами, которые никак с вами не связаны, пользоваться 51 статьей весьма неуместно.

С другой стороны, если при ответе на вопросы вы каким-либо образом способствуете формированию налоговой претензии, которая может быть ретранслирована на вас лично как на руководителя организации — тогда смело ссылайтесь на Конституцию РФ.

После того, как вопросы у инспектора закончились, не спешите расслабляться, так как далее следует не менее ответственная часть допроса — оформление протокола. Перед тем, как подписать протокол, проверьте текст ваших показаний на предмет правильности и полноты. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.

Подписывайте протокол только в тех местах, на которые укажет сотрудник налогового органа. Не уточняйте, «где ещё нужно подписать».

Важно: получите собственный экземпляр протокола допроса. В некоторых случаях, например, если вас вызвали в качестве руководителя организации-налогоплательщика, протокол допроса не предоставляется. Так у вас на руках останется подтверждение посещения налогового органа.

Бывает так, что сказанное вами и записанное в протоколе искажается в изложении налоговым органом. Чтобы устранить недопонимание, лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, может попросить вас пояснить, что означают эти показания. Не отказывайте в такой просьбе — предоставьте письменные пояснение о том, что имелось в виду на самом деле.

Если вас вызвали на допрос по делам вашего контрагента, постарайтесь связаться с представителями контрагента и сообщите о проведенном мероприятии. Это поспособствует налаживанию доверительных связей с вашим контрагентом и создаст позитивную практику b2b-поддержки.

Допрос свидетеля в налоговой | Что важно и нужно знать

Инспекторы при проведении налоговых проверок активно используют такую форму налогового контроля, как допрос свидетеля. Результаты допросов, оформленные с соблюдением процедуры, в совокупности с другой информацией и документами служат доказательством по делам о налоговых правонарушениях.

При получении повестки о вызове на допрос возникает множество вопросов. Изучив нормы законодательства, судебную практику и позиции ФНС и Минфина, мы постараемся ответить на основные из них.

Я ничего не знаю. Зачем меня вызвали?

Для дачи показаний может быть приглашено любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Данную вероятность инспекторы оценивают самостоятельно и не должны доказывать.

Как отметил Приморский краевой суд, само по себе несогласие с вызовом на допрос в качестве свидетеля не говорит о том, что права физлица нарушены.

Кроме того, суды указывают, что зачитывать поставленные перед свидетелем вопросы, а также разъяснять их в обязанности должностного лица, осуществляющего допрос свидетеля, не входит. Физлицо не лишено права задать уточняющие вопросы, если у него есть какие-либо сомнения, или попросить разъяснить суть того или иного вопроса.

Могут ли меня допрашивать?

Налоговый кодекс РФ определил две категории физлиц, которых нельзя допрашивать: 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп 1, п.

2, ст. 90, НК РФ); 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор (пп 2, п. 2, ст. 90, НК РФ).

Все остальные физлица могут быть допрошены. Если же вы относитесь к любой из перечисленных выше категорий лиц, то перед началом допроса нужно сообщить об этом инспектору.

Если я не приду на допрос или откажусь отвечать на вопросы, грозит ли мне какая-либо ответственность?

Налоговая ответственность в виде штрафа предусмотрена за следующие нарушения: — неявку или уклонение от явки без уважительных причин — 1 000 руб. (абз. 2, ст. 128 НК РФ); — неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний — 3 000 руб. (абз. 4, ст. 128 НК РФ)

Федеральная налоговая служба разъяснила, что административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Можно ли передоверить явку на допрос другому лицу? Допускается ли, чтобы при допросе присутствовал юрист организации?

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (ст. 26, НК РФ).

Читайте также:  Как узнать снята ли машина с учета после продажи

Федеральная налоговая служба отметила, что физлицо имеет право воспользоваться юридической помощью при допросе, но не заменять себя на иное лицо, в том числе на представителя по доверенности. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля недопустим, даже если у него будет доверенность с такими полномочиями.

Минфин же дополнительно указал, что ст. 90 «Участие свидетеля» НК РФ не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей.

Повестку я не получал, о вызове не знал. Могут ли меня оштрафовать?

На практике налоговики привлекают к ответственности, только если у них есть доказательства получения физлицом повестки. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения служит обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности (пп 2, п. 1, ст. 109 НК РФ).

Если повестка направлена заказным письмом с уведомлением о вручении, то документом, подтверждающим ее получение, является уведомление о вручении почтового отправления с подписью получившего ее лица.

Однако в судебной практике была ситуация, когда суд признал правомерным наложение штрафа при отсутствии доказательств вручения повестки.

Он исходил из следующего: повестка не была получена ввиду того, что физлицо не представило сведения об изменении своего места жительства в орган регистрационного учета.

В связи с этим налоговики правомерно направляли корреспонденцию по месту его регистрации. А по Налоговому кодексу РФ направленное по почте заказное письмо считается полученным на шестой день (абз.3, п.4, ст. 31 НК РФ).

Какие причины неявки могут быть уважительными?

Допрос в налоговой в качестве свидетеля

Вызов на допрос в налоговую – это мероприятие, одно название которого ввергает предпринимателей в ужас. Однако на практике все не так страшно. Допрос в налоговой – это не то же самое, что допрос в следственном изоляторе. Мероприятие в налоговой проводится с целью уточнения некоторых фактов. Человека, вызванного в орган, не могут задержать. Он может прервать допрос в любой момент.

Вопрос: Кто может быть вызван на допрос в качестве свидетеля? Можно ли уклониться от участия в нем? Вправе ли свидетель отказаться от дачи показаний? Предусмотрено ли за это наказание?
Посмотреть ответ

Когда вызывают на допрос

Основанием для вызова является статья 90 НК РФ. Вызывают в структуру того сотрудника, которому предположительно известны факты, связанные с налоговым контролем (пункт 1 статьи 90 НК РФ). На допрос может вызываться даже руководитель фирмы. К примеру, налоговикам стал известен факт уклонения от уплаты налогов. Для подтверждения этого факта назначается допрос.

Показания, допрос, понятие и статус свидетеля в налоговом праве

Основная информация

Кто проводит допрос? Обычно этим занимается представитель налоговой. Как правило, это сотрудник, который входит в состав специалистов, проверяющих конкретную компанию. Иногда в состав допрашивающих входит представитель полиции. Посторонние лица, не являющиеся инспекторами или налоговиками, не имеют права проводить допрос.

Кто может стать свидетелем? Это может быть любое ФЛ, которому известны обстоятельства, важные в рамках налоговой проверки. То есть это может быть любой представитель компании: от гендиректора до уборщицы. Но в большинстве случаев на допросы вызываются люди, имеющие доступ к информации о налоговом учете и выплатах. Это может быть гендиректор, бухгалтер, консультант.

Вопрос: Правомерно ли увольнение за прогул (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), если работник отсутствовал на рабочем месте в связи с вызовом на допрос в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении?
Посмотреть ответ

На допрос могут быть вызваны свидетели. Рассмотрим пример. Компания, на документах, обращается к услугам субподрядчиков. Однако на практике вся работа выполняется сотрудниками самой компании. В этом случае на допрос могут быть вызваны сотрудники, которые не видели на объекте никаких работников от субподрядчика.

В качестве свидетеля не могут вызываться эти лица:

  • Недееспособные лица, которые в силу возраста или ограниченных возможностей не могут адекватно воспринимать ситуацию.
  • Лица, которые знают о фактах, интересующих инспектора, в связи со своей профессиональной деятельностью. Они могут не разглашать информацию, являющуюся коммерческой тайной. К примеру, это правило относится к аудиторам, адвокатам.

К СВЕДЕНИЮ! Налоговый инспектор не обязан ни с кем согласовывать проведение допроса.

Инструкция по успешному прохождению допроса

Вне зависимости от ситуации, результат допроса зависит от поведения человека. Для успешного исхода дела нужно исполнить ряд шагов.

Проверка законности приглашения на допрос

Вызов должен быть официальным. В обратной ситуации человек может просто не являться в орган. В пункте 1 статьи 90 НК РФ указано, что инспектор имеет право вызывать на допрос ФЛ, которое знает о каких-либо обстоятельствах, значимых в рамках проверки.

В этой статье ничего не сказано, как именно лицо вызывается на допрос. Порядок уведомления регламентируется письмом ФНС №АС-4-2/12837 от 17 июля 2013 года. В этом акте содержатся рекомендации по вызову человека в орган для предоставления показаний.

Человеку необходимо идти на допрос только в том случае, если он получил официальное приглашение. Им не является звонок, письмо по электронной почте, приход участкового. Официальный вызов представляет собой получение повестки.

Она присылается с уведомлением о вручении. То есть налоговики точно знают, что плательщик получил документ. Если он не явится на допрос в этом случае, это будет считаться нарушением. Ответственность накладывается на основании статьи 128 НК РФ.

За уклонение от явки полагается штраф в размере 1000 рублей.

К СВЕДЕНИЮ! Что делать, если вам позвонил налоговик? Это уже личное решение предпринимателя. Он может как явиться, так и не явиться на мероприятие. В последнем случае можно просто сослаться на занятость. На плательщика в данном случае не может накладываться никакая ответственность, так как приглашение на запрос было неофициальным.

Звонок юристу

Если у плательщика возникают опасения, лучше идти к юристу. Последний проанализирует законность действий инспектора, поможет выйти из ситуации с наименьшими потерями. Однако не всегда этот шаг нужен. Если человек точно понимает, что допрос не повлечет никаких серьезных проблем, он может справиться с проблемой самостоятельно.

Непосредственная подготовка к допросу

Допрос состоит из двух основных частей: вопросы и ответы на них. Плательщику рекомендуется подготовить свои ответы. Это поможет взять ситуацию в свои руки и избежать вероятных проблем.

Для подготовки можно воспользоваться Приложением №1 к рекомендациям (письмо ФНС №ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года). В нем есть перечень вопросов, которые могут быть заданы на допросе.

Подразделяется он на два вида:

  1. Для гендиректоров.
  2. Для обычных работников.

Существует 80 вопросов, которые рекомендованы к использованию при допросах.

ВАЖНО! Если ситуация сложная, можно привлечь к подготовке налогового консультанта или адвоката.

Согласование ответов на вопросы с партнерами

Проверка может быть встречной. В этом случае проверяется и сама компания, и ее партнер. При подобных обстоятельствах показания контрагентов должны совпадать. В частности, нужно согласовать показания по этим ключевым позициям:

  • Обстоятельства знакомства с контрагентом.
  • Особенности подписания договора.
  • Инициатор оформления сделок.

К СВЕДЕНИЮ! Одновременная проверка двух контрагентов – это довольно частая практика. А потому нужно учесть и этот риск.

Посещение инспектора

Плательщик должен прийти в структуру в часы, указанные в повестке. С собой нужно взять паспорт и повестку. Некоторые юристы рекомендуют чуть опоздать на прием. Нужно это, чтобы сократить время на допрос. Стоит ли следовать этой рекомендации? Человек должен решить сам. Иногда это помогает, а иногда опоздания только злят инспектора.

Правильные ответы на вопросы

Человек, находящийся на допросе, должен следить за своими словами. Любое неверное слово может быть использовано против плательщика. Ответы должны быть краткими, касающимися только сути вопроса. Никакой лишней информации давать не рекомендуется.

Кроме того, плательщик должен знать о своих правах. Он должен помнить о статье 51 Конституции РФ. В ней указано, что человек вправе не свидетельствовать против себя. Однако если человек пользуется этим правом, он должен воспользоваться им в начале допроса. Если плательщик откажется отвечать на конкретный вопрос, это может вызвать подозрения.

Изучение протокола допроса

По окончании допроса составляется протокол. С документом нужно обязательно ознакомиться. Делать это нужно даже в том случае, если время ограничено. Нужно внимательно изучить каждое положение. Требуется проверить, верно ли зафиксированы ответы на вопросы, нет ли в них опасной двойственности.

Если в протоколе будут обнаружены погрешности, нужно попросить налоговика их исправить. Можно попросить изменить формулировку. Бумагу нужно сфотографировать или перенести на носитель иным способом. Если фотографировать запрещено, можно просто переписать документ. Это поможет в анализе результатов протокола и станет подспорьем при дальнейших проверках.

Подписывать протокол следует только после того, как получена его копия. Человеку нужно принимать во внимание, что после подписания документа его заберут. То есть повторно изучить его он не сможет.

Позиция ФНС и Минфина

21 декабря 2020 г.

Об участии адвоката в допросе свидетеля в налоговом органе

Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье  приводится подробный анализ таких разъяснений.

О статусе представителя свидетеля

В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/3920@ и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/23706@ ФНС России разъясняла, что:

– при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;

  • – Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;
  • – законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;
  • – поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;
  • – полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;
  • – допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.
  • Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок
Читайте также:  Где получить справку об отсутствии судимости, как заказать через интернет, срок действия

В письме ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД‑4–15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства»[1] одним из признаков «номинальных» налогоплательщиков (непричастных к ведению финансово-хозяйственной деятельности) был указан и такой: допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

После обращения ФПА в Генпрокуратуру РФ[2] ФНС РФ с корректировала свою позицию. Письмом ФНС России от 21 сентября 2018 г. № ЕД‑4–15/18411@ этот негативный признак был удален: слова «допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов)» были исключены.

Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.

О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля

В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.

ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст.

92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст.

90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.

Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.

То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.

Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст.

95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7).

Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.

Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п.

1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д.

Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.

Анализ аргументов «против»

  1. Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:
  2. – представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;
  3. – свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;
  4. – проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).

Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.

Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины.

Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.

Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД[3], допускающего тайный сбор информации и доказательств.

Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки[4].

Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика.

Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.

В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).

Налоговый контроль предполагает сотрудничество и взаимодействие проверяемого и проверяющего: НК РФ презюмирует, что налогоплательщик не будет чинить препятствий в его проверке.

С другой стороны, проверяющие имеют законный интерес получить доброкачественные доказательства налоговозначимых событий.

Без помощи проверяемого налогоплательщика инспектор рискует отправить повестку по неактуальному адресу либо вызвать на допрос того, кто не имеет отношения к устанавливаемым событиям.

В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.

Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.

Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым[5], то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст.

90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.

[1] Документ утратил силу.

[2] В своем обращении президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ссылался на то, что спорное положение письма ФНС фактически «направлено на ущемление конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, так как может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участия адвокатов в допросе».

[3] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

[4] На основании ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих право обвиняемого на справедливое судебное разбирательство, ЕСПЧ в постановлении от 22 июля 2008 г.

по делу «Ханну Лехтинен против Финляндии» (№ 32993/02) решил, что непосредственное участие свидетелей при рассмотрении судами налоговых споров, включающих вопрос применения налоговых санкций, обязательно, если на этом настаивает налогоплательщик, оспаривающий такие санкции.

Прецедентные решения Европейского суда по правам человека являются для российских судов обязательными, поскольку Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней являются составной частью российской правовой системы.

[5] Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *