Последнее обновление: 04.04.2021
В начале года в СМИ пестрила информация о контроле росфинмониторинга с 2021 года за всеми сделками граждан с недвижимостью свыше 3 млн. руб. и вкладами в банках более 600 000 руб. Теперь физические и юридические лица обязаны будут доказать, что их средства добыты законным путем. Иначе могут наступить неприятные последствия в виде конфискации и арестов имущества и денег.
Какая же ситуация на самом деле? Есть ли риски потерять деньги или квартиру (дачу) при её продаже-покупке? Возможно ли лишиться крупного вклада в банке? В этих и других актуальных вопросах давайте разберемся в этой статье.
Слухи или правда?
Ничего сверхнового в 2021 году не появилось, никаких сенсационных норм и статей законодателем не принято. Об этом в своих новостных рассылках пишет и сам Росфинмониторинг, которого «обвиняют» в беспардонном вмешательстве в частные дела граждан и коммерческих организаций.
Поэтому развеем слухи: поголовно не будут изымать квартиры, блокировать деньги на счетах и конфисковывать прочее имущество.
Однако это не означает, что не будут проводить антиотмывочных проверок и не применять санкции к нарушителям. Такую деятельность ведет Росфинмониторинг и поднадзорные ему субъекты.
В настоящее время под проверки попадают обычные граждане, ИП и компании. Хотя ранее «под прицел» в основном попадали чиновники.
Что такое Росфинмониторинг и какие у него полномочия
Это государственная организация с широкими полномочиями. Официальное название — Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее так сокращенно РФМ). Иногда учреждение называют финансовой разведкой. Из этого названия многое становится понятным.
Деятельность Росфинмониторинга можно условно представить в виде трех направлений:
Во-первых, собирает информацию о финансовых потоках лиц, финансирующих терроризм/экстремизм и граждан легализующих преступную прибыль. При выявлении признаков и следов преступлений и прочих нарушений передает материалы в правоохранительные или налоговые органы для дальнейшей проверки и принятия решения по существу.
Во-вторых, осуществляет надзор за отдельными организациями, которые обязаны контролировать «подозрительные» договоры и операции граждан и юридических лиц. Так как эти организации по роду своей деятельности имеют информационный доступ, а также могут влиять на такие сделки и операции. К таким организациями относятся:
- лизинговые фирмы;
- риэлторы и агентства недвижимости;
- компании, принимающие платежи от населения (коммунальные, по оплате товаров и услуги и пр.);
- факторинговые организации, то есть те, кто участвуют в сделке между поставщиком и покупателем товаров, оплачивая товар за покупателя, а потом получают деньги от покупателя со своими процентами и комиссиями. Это своего рода кредит. Такие услуги распространены при покупке товаров через Интернет-магазины.
В-третьих, ведет список субъектов причастных к терроризму/экстремизму или его материальной поддержке. Этот черный список Росфинмониторинга публикуется на официальном сайте.
Многие организации осуществляющие функции с денежными потоками (в основном речь идет о кредитных компаниях), должны учитывать содержание этого списка.
При установлении лиц числящихся в нем, накладывать финансовые запреты и ограничения.
Как можно заметить РФМ сам не арестовывает, не конфискует имущество, не блокирует вклады, не приостанавливает банковские расчеты и пр. Этим занимаются организация подотчетные ему.
Полный список функций финансовой разведки России можно просмотреть здесь.
Кроме того, функции контроля за операциями, находящиеся под подозрением в финансировании терроризма (экстремизма) и отмывании нелегальных доходов выполняют нарду с органом финансовой разведки и ряд других субъектов. Их перечень можно просмотреть здесь.
Какие следки и операции попадают под контроль
Наименование сделки/операции | Предмет сделки/операции | Сумма (от и более) в рублях или эквивалент в валюте |
Купля-продажа |
|
600 тыс. |
|
3 млн. | |
Пополнение или снятие денежных средств со счета юр.лица |
|
600 тыс. |
|
10 млн. | |
Кредиты/займы |
|
600 тыс. |
Лотерея и азартные игры |
|
600 тыс. |
Страховые взаимоотношения |
|
600 тыс. |
Обналичивание физ.лицом |
|
600 тыс. |
Влады |
|
600 тыс. |
Операции с уставным/складочным капиталом юр.лиц |
|
600 тыс. |
Почтовый перевод |
|
100 тыс. |
Сотовая связь |
|
100 тыс. |
Деятельность некоммерческой компаний |
|
100 тыс. |
Кроме того, существует ценз к операциям, подлежащим обязательному контролю росфинмониторингом независимо от суммы сделок. Речь идет о любом денежном обороте или сделке с имуществом, когда одной из сторон является человек или организация, имеющие отношение к экстремизму/терроризму.
Сведения о причастности к экстремизму/терроризму открыто публикуются на сайте РФМ.
Описанные выше сделки/операции являются предметом так называемого обязательного контроля, где главный критерий — сумма контроля.
Однако субъекты контроля (в большей степени это касается банковского сектора) должны анализировать денежные потоки своих клиентов, дабы выявлять подозрительные сделки/операции.
То есть когда деятельность граждан и организаций не попадает под обязательный контроль, но связана с возможным отмыванием нелегальных доходов. По сути это любая сделка/операция, имеющая сомнительные признаки.
В законе приводятся такие основания для проверки как:
- необычный характер договора;
- запутанные действия клиента;
- отсутствие экономического смысла в проводимой операции;
- несоответствие уставной деятельности фирмы.
И прочие основания на усмотрение проверяющих.
Как проводится контроль
Как можно увидеть финансовый контроль сделок росфинмониторингом довольно обширен. И хоть учреждение имеет территориальные органы и внушительный штат сотрудников, уследить за всеми манипуляции невозможно.
Поэтому непосредственно проверочной деятельности осуществляют банки, ломбарды, страховые предприятия, операторы лотерей, риэлторские агенства и прочее.
Именно эти структуры документируют операции обязательного надзора и результаты такого документирования предоставляют в финансовую разведку.
В целом картина выглядит так:
- Банки и прочие субъекты контроля (далее также субъекты контроля) устанавливают анкетные данные личности (или регистрационные данные, если это юридическое лицо) перед совершением сделки, открытия счета (вклада), выдачи распоряжения на отправку (списание денег) и т.д. В том числе запрашивают документы, удостоверяющие личность, делают с них копии;
- Делают копии документов о заключении и исполнении договора (манипуляции с деньгами/имуществом);
- В течение 3 рабочих дней собранные сведения представляют в финмониторинг в электронном виде через личный кабинет. На сайте РФМ для этих целей субъекты контроля заблаговременно должны зарегистрироваться, открыть свой электронный кабинет. И в последующем через него предоставлять отчетность и сведения об интересуемых сделках/операциях. При чем это делается в тайне от заинтересованных лиц (сторон сделки/операций).
А что же РФМ?
Далее в дело вступает финн.разведка. Она обрабатывает полученные сведения. Если нужно, запрашивает дополнительную информацию у отправителя данных (банки, ломбарды, страховые компании и др.), даже по другим сделкам и за другой период времени. Не исключено, что гос. орган может напрямую запросить данные у сторон договора (хотя такое встречается крайне редко).
В итоге, после обработке данные финмониторинг делает заключение о законности действий или необходимости дальнейшей компетентной углубленной проверки. В последнем случае имеющиеся материалы направляет или в правоохранительные органы, или в налоговую инспекцию по подведомственности.
По сути, проверка росфинмониторинга физических лиц и фирм заключается в сборе информации. При выявлении признаков нелегальности доходов и финансирование экстремизма/терроризма — направление её в нужные органы.
А правоохранительные органы по итогам своих расследований могут применить различные меры воздействия:
- возбуждение уголовного дела, в том числе по ст. ст. 174, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ;
- арест или конфискация движимого/недвижимого имущества.
Какие последствия могу быть
Если человек или фирма попали в поле зрения, то субъект контроля вправе, в зависимости от ситуации может:
- приостановить движение по счету или вовсе заморозить средства на счету;
- отказать в открытии счета (вклада), заключении договора на банковское обслуживание;
- не выдавать обратно залогодателю ценности, находящиеся в залоге у ломбарда;
- не производить выплаты по выигрышам в лотереи, тотализаторе, а также страховые выплаты;
- удерживать вещи, находящееся на хранении, например, в ломбарде, банке.
Но эти меры действуют непродолжительный период. Но Росфинмониторинг в силе увеличить этот срок.
В исключительных случаях, финразведка может обратиться в суд для полной блокировки движения с имуществом и деньгами на определенный срок, то есть до конца проверки.
Можно на примере рассмотреть как росфинмониторинг проверяет сделки с недвижимостью. Правда, такие ситуации довольно нетипичные.
Допустим, госорган получил информацию от риэлторской компании о том, что отдельный гражданин продает квартиру. Цена сделки составляет 15 млн. руб. По данным финмониторинга данный гражданин представляет особый интерес (его доходы не соответствуют имущественному положению).
Поэтому уполномоченный орган обратился в суд для приостановки регистрации сделки. Если суд принимает соответствующее решение, то оно поступает в Росреестр, который приостановит регистрацию сделки. В это время материалы проверки финразведки передаются в компетентные органы по подведомственности.
Дальнейшая судьба недвижимости будет зависеть от окончательных результатов проверки.
Обычно же при покупке квартиры всё заканчиваются максимум передачей информации в службу мониторинга.
Как узнать о проверке
Компании и граждане не должны узнавать о проводимых в отношении них мероприятий контроля. Такая деятельность контрольными органами проводится тайно. Это предусмотрено законодательством.
Исключением являются случаи, когда возникает необходимость блокировать счета или имущество собственника, либо информацию направляют правоохранителям (налоговикам).
Как защищать свои интересы
Пока собирают сведения о сделках и передают их в финмониторинг никакие права не нарушаются. В самом законе сказано, что такая деятельность не влечет даже нарушения правил о сборе и хранении персональных данных.
Однако, если финансовый отчет об имуществе и доходах заинтересует финн.разведку, тогда возможны неприятные последствия и разбирательства.
Как показывает практика единственный верный способ действий — это на запросы правоохранителей и Росфинмониторинга представить как можно более полную запрашиваемую информацию. Иногда этого бывает достаточно, чтобы разморозить счета, снять аресты и прочее.
Если это не помогает, то действия госорганов нужно оспаривать в суде.
Очень редко, но бывает, что компанию или гражданина служба мониторинга может ошибочно включить в списки лиц, причастных к терроризму/экстремизму, распространению оружия массового поражения. В таком случае нужно написать обращение в Росмониторинг об исправлении ошибки. А если нет обратной связи – обратиться в суд.
Проверка проверки
Чтобы сбор сведений о законности доходов и совершаемых финансовых операциях гражданах и фирмах был активный Росмониторинг проверяет субъектов контроля. То есть тех, кто проверяет граждан и фирмы. Цель такой проверки удостовериться должный ли обязательный надзор, а также выявляются ли подозрительные следки/операции.
Банки проверяет ЦБ РФ и Росмониторгин. А прочие организации (лизинговые, факторинговые фирмы, риэлторы компании, организации принимающие платежи от населения) – финансовая разведка. Эти проверки часто проводятся с выездом на место нахождения субъекта контроля. Срок проведения выездной проверки составляет 30 дней.
Если будет установлено, что организация халатно относится к своим обязанностям по контролю, то могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.
Проверки проводится не только исходя из планов территориальных структур Росмониторинга, а может и по заявлению о проведении проверки любого лица (если в заявлении указаны факты о нарушениях). Поэтому в последнее время усиливается качество надзора за доходами граждан и организаций.
Самый «страшный» закон, или что делать юридическим, бухгалтерским и риелторским организациям с 115-ФЗ
Р. П. Ермаковавтор статьи, юрист-практик в сфере гражданского законодательства
Хорошая поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» иногда становится принципом деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных исполнять требования и нормы Федерального закона от 07.08.
2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и по каким-либо причинам его не исполняющих или исполняющих с нарушениями. И дело здесь не только в каком-либо умысле или надежде на русский «авось», но и в элементарном незнании норм закона. И да, это не освобождает от ответственности.
Проверка уполномоченным органом вашей организации или конкретного индивидуального предпринимателя обязательно наступит. Рано или поздно «гром грянет».
Инструментарий для исполнения требований законодателем предоставлен, инструкции написаны, практика проверок сформирована. Теперь все зависит от самого субъекта правовых отношений: юриста, бухгалтера, риелтора. Жалобы проверяющим органам на «невозможность» исполнения в полном объеме норм закона из-за нехватки ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных) не возымеет действия.
Выстраивать внутренний бизнес-процесс по организации работы в рамках исполнения 115-ФЗ все равно придется, привлекая соответствующие ресурсы: организовывать дополнительное рабочее место, обучать сотрудника на специализированных курсах, платить зарплату за исполнение обязанностей в рамках 115-ФЗ. В данной статье мы остановимся более подробно на обязанностях агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Но она будет касаться в общей части и юристов с бухгалтерами.
Контроль по 115-ФЗ: ответы на вопросы
Исчерпывающий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ, определен статьями 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
В данный перечень, кроме всех прочих, входят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги или посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Рассмотрим несколько распространенных вопросов, возникающих у агентств недвижимости и риелторов.
- Если мы не являемся стороной в купле-продаже недвижимости – значит у нас нет и обязанностей по соблюдению 115-ФЗ в этой части?
Это ошибочное мнение.
В посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества Росфинмониторинг включает и деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц, проведение проверки объекта недвижимости, присутствие при заключении такой сделки.
- У нас код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» не является основным. Значит мы не подлежим проверке контролирующим органом?
И это ошибка. Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектах Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным.
И самое «неприятное»: принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
Например, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, бухгалтер, юрист, финансовый консультант изначально не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и не имеет соответствующих кодов ОКВЭД, оказал разовую посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, то он становится субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.
- Я индивидуальный предприниматель, состою на учете в Росфинмониторинге, основной код ОКВЭД 68.31. Но фактически не оказываю посреднические услуги. Значит ли это, что я перестал быть субъектом 115-ФЗ и можно не исполнять требования этого закона?
Нет, ничего не делать не получится.
Если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, то единственное правильное решение в данной ситуации – это исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.
31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета. И в дальнейшем фактически не оказывать такие услуги. Иначе — смотрите ответ на предыдущий вопрос.
- Наше агентство недвижимости состоит на учете в Росфинмониторинге. С 10.01.2021 внесли изменения в 115-ФЗ, касающиеся отмены обязанности представлять сведения, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей. Может ли наше юридическое лицо сняться с учета в Росфинмониторинге?
Нет, это не так. Обязанность по соблюдению требований субъектами Федерального закона N 115-ФЗ – это целый комплекс действий. И отмененное требование в предоставлении сведений по сделке равной или свыше 3 000 000 рублей – это лишь одно из целого перечня.
Остался целый ряд обязанностей, например: проводить идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски, проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг, выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг.
Кроме того, риелторы, юристы, бухгалтеры обязаны:
- зарегистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, а риелторы – еще и встать на учет в Росфинмониторинге;
- осуществлять внутренний контроль согласно разработанным и актуальным правилам внутреннего контроля;
- назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
- проводить обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ (вводный и дополнительный инструктаж), проходить целевой инструктаж и повышать уровень знаний в сфере ПОД/ФТ;
- использовать функционал Личного кабинета, в том числе для просмотра/скачивания актуального Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — Перечни);
- с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить не реже чем один раз в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ) – данный пункт только для риелторов;
- выявлять операции, вызывающие подозрение на ОД/ФТ, и в установленном порядке представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001);
- проводить не реже одного раза в полугодие внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля и иных требований законодательства о ПОД/ФТ.
Ответственность за несоблюдение требований 115-ФЗ: что важно знать
Несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, возложенных на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также юристов и бухгалтеров может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.
27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность может наступить в форме предупреждения, административного штрафа на должностное лицо (до 50 тыс. рублей) и юридическое лицо (до 1 млн. рублей) или приостановления деятельности на срок до 90 дней.
Если деятельность субъекта Федерального закона N 115-ФЗ будет содержать уголовно наказуемой деяние, то наступит уголовная ответственность.
Исходя из вышеперечисленного становится понятно, что соблюдение требований 115-ФЗ предполагает тщательный анализ каждой сделки, каждой оказанной услуги.
И даже при отсутствии фактической деятельности – работа по 115-ФЗ не должна прекращаться.
Для правильной работы важно оперативно знакомиться с изменениями в Федеральный закон №115-ФЗ, с новыми подзаконными актами, инструкциями, письмами уполномоченных органов. В этом вам поможет правовая система «КонсультантПлюс».
В данной статье были использованы материалы Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 мая 2021г. № 62 «О разъяснении отдельных норм законодательства…», с которым нужно ознакомиться ответственному лицу в каждой организации как можно быстрее и при необходимости откорректировать внутренние документы и инструкции сотрудников.
115-ФЗ: все ответы на вопросы юристов и бухгалтеров
Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов. Активируйте КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно, чтобы получить доступ к актуальным инструкциям.
Доступ на 3 дня бесплатно
Проверка Росфинмониторинга. Как проходит. Результаты
Финмониторинг представляет собой проверку компаний государственными органами. Предметом мониторинга является экономическая деятельность: финансовые потоки, осуществление той или иной операции.
Цель проверки – предупреждение отмывания доходов, полученных незаконным путем. Мониторинг также помогает пресечь финансирование террористических группировок.
Проверками занимается соответствующая структура – Росфинмониторинг.
Функции Росфинмониторинга
На Росфинмониторинг возложены эти функции:
- Контроль соблюдения нормативных актов, касающихся противодействия отмыванию средств.
- Наложение ответственности в случае обнаружения нарушения законов.
- Сбор и обработка информации, касающейся операций, подлежащих контролю.
- Обнаружение противоправных операций.
- Учет фирм, в отношении которых не действуют надзорные структуры.
- Формирование мер по предотвращению правонарушений.
- Обмен сведениями с международными структурами в случае необходимости.
- Направление сведений о правонарушениях в правоохранительные органы.
- Формирование единой информационной базы.
- Обеспечение конфиденциальности сведений.
Также Росфинмониторинг в некоторых случаях может осуществлять прочие функции.
Полномочия
Росфинмониторинг наделен следующими полномочиями:
- Пресечение противоправной деятельности ЮЛ и ИП.
- Внесение предложений касательно мер ответственности, применяемых по отношению к компании.
- Отправка запросов в фирму касательно предоставления документов.
- Приглашение сторонних сотрудников для осуществления исследований и экспертиз.
- Формирование комиссий по мониторингу.
- Осуществление расследований.
Также Росфинмониторинг обладает другими правами, которые оговорены в нормативных актах РФ.
В отношении кого осуществляется финмониторинг
Как правило, мониторинг проводится в отношении компаний, осуществляющих операции с денежными средствами и материальными объектами. В частности, это могут быть следующие ЮЛ:
- Кредитные структуры.
- Участники рынка ценных бумаг.
- Страховые фирмы.
- Представители почты.
- Ломбарды.
- Фирмы, занимающиеся скупкой и продажей драгметаллов.
- Букмекерские конторы, фирмы, создающие лотереи.
- Управляющие офисы инвестиционных фондов.
- Посреднические компании, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости.
- Фирмы, принимающие платежи.
- Микрофинансовые структуры.
- Частные пенсионные фонды.
Мониторинг осуществляется и в отношении ИП. В частности, проверяться могут страховые брокеры, посредники, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости. Мониторингу подлежат ИП, занимающиеся скупкой и реализацией драгметаллов. Проверка осуществляется в отношении нотариусов, юристов, занимающихся следующей деятельностью:
- Сделки с недвижимостью.
- Управление деньгами или ценными бумагами, счетами в банке.
- Привлечение финансов для создания фирмы.
- Формирование фирм и обеспечение их работы.
Мониторинг в отношении этих лиц осуществляется на основании ФЗ №115 от 7 августа 2001 года.
Основания для осуществления мониторинга
Рассмотрим поводы для назначения проверки Росфинмониторингом:
- Неправомерный отказ в предоставлении документов.
- Чрезмерное внимание, направленное на обеспечение конфиденциальности операций.
- Игнорирование выгодных условий приобретения услуг.
- Нестандартно высокая комиссия за услуги.
- Значительное изменение схемы сделки прямо перед ее совершением.
- Отсутствие сведений о компании в официальных справочниках.
- Перечисление денег по сделке на счет, отличающийся от счета, оговоренного в соглашении.
- Значительное отклонение от рыночных показателей стоимости сделки.
- Частое осуществление расчетов наличными.
- Оплата неустойки в размере больше 10% от суммы соглашения.
- Условия соглашения противоречат целям работы фирмы, которые указаны в учредительной документации.
- Оформление займа от нерезидента.
- Усложненные, относительно ситуации на рынке, схемы расчетов.
- Работа с контрагентом, зарегистрированным менее 3 месяцев назад.
- Перевод средств нерезидентам за консультацию или маркетинговые услуги.
Часто рассмотренные признаки свидетельствуют о легализации средств, полученных незаконным путем.
Процесс проведения финмониторинга
Основание для осуществления мониторинга – приказ, в котором есть подпись руководителя Росфинмониторинга. Проводить проверку может только лицо, данные которого содержатся в приказе. Специалист также должен предъявить служебное удостоверение. Росфинмониторинг осуществляет два типа проверок:
- Камеральные. Проводятся по месту расположения Росфинмониторинга.
- Выездные. Осуществляются по месту нахождения компании.
После мониторинга нужно составить акт. Оформляется он в двух экземплярах. На документе ставится подпись лица, осуществляющего проверку. Бумагу нужно вручить руководителю фирмы в течение 3 дней после завершения мониторинга. Акт можно направить почтой или вручить лично.
ВАЖНО! Ранее число проводимых проверок было ограничено. Мониторинг можно было осуществлять раз в год. Однако сейчас эта норма отменена, то есть проверки могут выполняться несколько раз в год.
Какие операции проверяет Росфинмониторинг
Государственные структуры осуществляют проверку следующих операций:
- Операции на сумму свыше 600 000 рублей. Если расчеты производятся в иностранной валюте, во внимание принимается эквивалент этой суммы.
- Операции, в ходе которых проводились расчеты наличными, если эти расчеты не были оправданы особенностями хозяйственной деятельности.
- Использование имущества на основании соглашения о лизинге.
- Перевод средств клиенту фирмами, не осуществляющими кредитную деятельность.
- Сделка с недвижимостью на сумму, превышающую 3 000 000 000 рублей.
Проверяться могут все операции, которые прописаны в Законе о легализации.
Ответственность за выявленные правонарушения
Если в ходе мониторинга будет обнаружено отмывание доходов, возможна уголовная ответственность. Сделки с операциями со средствами, добытыми незаконным путем, предполагают наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей.
Штраф также может вычитаться из дохода или зарплаты виновного лица. Взимается он на протяжении года на основании части 1 статьи 174 УК РФ.
При противоправных деяниях в крупных размерах могут последовать следующие наказания:
- Штраф в объеме до 200 тысяч рублей.
- Штраф в размере зарплаты или прочего дохода виновного лица, взимаемый на протяжении 1-2 года.
- Принудительный труд на протяжении до 2 лет.
- Лишение свободы до 2 лет плюс штраф до 50 тысяч рублей.
Степень ответственности определяется в зависимости от масштабов противоправного деяния.
Можно ли отменить штраф, назначенный Росфинмониторингом?
Штраф может быть наложен ошибочно. К примеру, компания забыла направить информацию о сделке в Росфинмониторинг. Если назначен штраф, нужно обратиться в суд.
Для суда нужно обязательно подготовить аргументы в защиту своей позиции. К примеру, аргументом может быть незначительность правонарушения, совершение его впервые.
Для подготовки аргументов имеет смысл изучить судебную практику и проанализировать, в отношении каких дел выносится положительный вердикт.
Проверки Росфинмониторинга
За неисполнение предписания Росфинмониторинга организации назначат штраф до 1 млн руб. А за легализацию имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, предпринимателю грозит до 7 лет лишения свободы. Для минимизации рисков следует ознакомиться с нормативными документами, где определены порядок проведения проверок бизнеса и критерии оценки «необычных» сделок
В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнесаЭти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.
Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.
Вместе с тем при определении предмета регулирования вышеуказанного федерального закона законодатель исключил из него контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 15 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Это свидетельствует о том, что установленный Правительством РФ мораторий не касается деятельности Росфинмониторинга.
Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться. Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.
Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности.
Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.
Особое внимание Росфинмониторинга привлекают лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации-посредники при купле-продаже недвижимости, а также компании, заключающие договоры факторинга в качестве финансовых агентов.
Основание проверки – приказ руководителя (его заместителя). В ходе проведения проверки обратят внимание:
- на организацию системы внутреннего контроля (например, разработка правил внутреннего контроля, определение ответственных должностных лиц);
- на осуществление внутреннего контроля (например, идентификация клиентов, выявление подозрительных операций, заморозка (блокировка) денежных средств).
Проверки проводятся выездные и камеральные. При выездной проверке проверяющие требуют предоставить конкретную информацию, получают устные и письменные объяснения. В дальнейшем полученные документы и сведения анализируются на предмет исполнения требований специального законодательства. По результатам проверки составляется акт.
При выявлении подозрительных операций работе аналитика предшествует применение роботизированных систем фильтрации операций.
Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст.
174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела.
Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.
Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:
- Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
- Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
- Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
- Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.
В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.
Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.
Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.