Организация экономической деятельности ИП сопряжена с минимумом сложностей: при соблюдении налогового и другого законодательства РБ можно успешно вести бизнес, получать прибыль и развиваться. Но ликвидация ИП – сложная процедура, которая осуществляется по общему алгоритму.
Ликвидация может осуществляться в добровольном порядке или по решению вышестоящих органов: исполкома, экономического суда. Первый вариант является предпочтительным.
Какие действия необходимо выполнить? Представляем пошаговый алгоритм с пояснением некоторых нюансов процедуры.
- Проверить Координационный план: не запланирована ли проверка ИП государственными органами? До 2019 года надзорная деятельность со стороны контролирующих органов проводиться не будет в связи с введением нового Указа Президента РБ о выборочных проверках. Однако законодательство в данном направлении постоянного меняется, с момента подписания первого Указа о надзорной деятельности в 2009 году было введено много поправок и дополнений. Поэтому за динамикой нормативных актов необходимо следить.
- Увольнение работников. Часто ИП работают без наемных работников, но если таковые есть, то не менее чем за 2 месяца их следует уведомить о планируемом увольнении, а также предоставить данную информацию в ФСЗН.
Неуведомление ФСЗН о предстоящем увольнении работников, а также несоблюдение срока в 2 месяца влечет наложение штрафа 5-20 базовых величин.
- Проведение аудиторской проверки. Это рекомендуемый шаг, который позволит уменьшить вероятность проверок ИП со стороны госорганов. Аудиторская компания предоставляет полный отчет о деятельности ИП.
- Публикация в журнале «Юстиция Беларуси». Объявление о ликвидации ИП должно быть опубликовано в официальном издании. Стоимость публикации на конец 2018 года составляет порядка 9 BYN.
- Заявление о прекращении деятельности ИП. Заявление установленного образца следует предоставить в исполком. При подаче заявления нужно также предоставить паспорт или другой документ, подтверждающий личность, квитанцию об оплате публикации объявления. После того, как заявление принято в работу, предпринимательскую деятельность осуществлять нельзя.
- Подача декларации в ИМНС. На это отводится 5 рабочих дней после регистрации заявления в исполкоме. Подаются данные за прошедший налоговый период, а также за период с начала деятельности и до дня принятия заявления в исполкоме.
- Подача аудиторской справки в налоговую, таможню, БелгосСтрах в течение 20 дней после обращения в исполком. Данный пункт относится к тем ИП, которые прибегли к услугам аудитора.
- Инвентаризация. Если в ходе хозяйственной деятельности применялись ценные бланки либо имеются неиспользованные контрольные знаки, их необходимо инвентаризировать.
- Расчет с кредиторами. Кредиторы заявляют требования после публикации информации в официальном издании. Законодательно установлена очередность выплаты долгов, которой необходимо следовать:
— возмещение вреда, который был причинен здоровью или жизни;
— выплата пособий по ГП договорам, авторских вознаграждений;
— долги по договорам, обеспеченным залогом;
— оставшиеся кредиторы.
Если у ИП не хватает средств/имущества для погашения долгов, закрытие будет возможно только через процедуру банкротства.
- Сдача документации в архив. Если у ИП были наемные работники, документацию необходимо сдать в архив. Исполком запрашивает данные у архива о сдаче документов. Если этот момент был проигнорирован, завершить ликвидацию не получится. Что нужно сдать: трудовые договора, приказы, платежные ведомости, карточки счетов.
- Закрытие ИП. Если все этапы пройдены успешно, предпринимателю необходимо сдать в исполком печать, свидетельство о госрегистрации, уведомление о расчете по долгам. После этого вносится запись об исключении из ЕГР. Уже физическое лицо получает справку о ликвидации как ИП.
Чтобы процедура ликвидации прошла быстро и гладко, рекомендуется прибегнуть к профессиональной юридической помощи. Наши специалисты готовы помочь ИП из Баранович, Бреста и других городов Брестской области организовать процедуру ликвидации. Обращайтесь, мы поможем!