Александр вернулся к старому ремеслу – кузовному ремонту и малярке. И пока он ставит чайник и готовится к работе, расспросим его о секретах малярного дела. Будет очень интересно!
«Руки везде одни и те же»
– Всегда считалось, что ничего нет лучше заводской покраски, перекрашенный элемент – зло. Но у кузовщиков и маляров, наверное, другое мнение?
– Если соблюдается технология не только собственно покраски, но и подготовки, а до нее – ремонта кузова, если используются правильные материалы, то здесь никаких проблем нет. А если говорим про современные машины, то порой перекраска в определенной степени им даже на пользу, как бы парадоксально это ни звучало.
Посмотрите на кузова последних моделей с тонким слоем ЛКП, а еще идет экономия на покрытии в скрытых от глаза местах. Там порой нет не то что краски, даже грунта. Перекраска, если она качественная, не грозит проблемами в будущем, при этом слой лакокрасочного покрытия будет толще, то есть оно будет более стойким к механическим повреждениям.
– Хорошо, в таком случае где больше шансов качественно перекрасить автомобиль?
– Сложный вопрос! Можно было бы сказать, что на специализированной СТО или в фирменном сервисе. Но если подумать, то специалисты там одни и те же. В самом прямом смысле: одни и те же люди имеют опыт работы на СТО и в свободное от официальной работы время «халтурят» в гаражах. То есть руки одни и те же. И материалы, как правило, тоже.
– Но ведь в гараже пыль (сорность), влажность, температура. Разве можно в таких условиях обеспечить такое же качество покраски, как в камере?
– Как и любое другое оборудование, покрасочная камера не гарантирует высокого качества. Она только обеспечивает определенные условия, которые позволяют делать работу лучше и быстрее. Да, в ней меньше сорность, детали можно быстрее покрасить и высушить.
Понятно, что в гараже обеспечить необходимые условия сложнее, это влияет на затрачиваемое время. Например, гараж может быть чистым, но к этому надо приложить руки. Если есть вопросы по температуре, ты просто больше времени тратишь на сушку и так далее.
Но если подходить к процессу скрупулезно и не нарушать технологию, можно сделать качественно и в гараже. И точно так же можно все запороть в покрасочной камере.
– То есть все же качество покраски в первую очередь зависит от рук?
– Да. Если исполнитель въедливый, добросовестный, он сделает хорошо. Особенно если автомобиль старый, а вопрос заключается не только в том, чтобы просто элемент перекрасить. Потому что помимо самой покраски будет еще наверняка борьба с коррозией – вытравливание всех «жучков», пропускать которые нельзя.
– Хорошо, а насколько важны материалы?
– С одной стороны, чем они качественнее, тем дороже. Но это оправданно, особенно в плане трудозатрат. С такими материалами проще работать. С точки зрения исполнителя, где время – это деньги, экономия выходит боком – с дешевыми материалами просто будешь дольше возиться.
Тут еще надо понимать, что материалы – это не только грунт и краска, но еще и «расходники», которые используются в работе. Наждачка, пленка, бумага, шпаклевки. Это же относится и к инструментам.
Взять те же распылители, которых по-хорошему надо несколько разных видов. Понятно, что при необходимости можно справиться одним и даже сделать нормально.
Но придется помучиться и потратить больше времени.
– А если говорим именно про лакокрасочные материалы?
– Это тоже вопрос времени и качества. Если сравнивать топовые продукты с совсем уж дешевыми аналогами, то это еще и вопрос долговечности. Так что если делать «для себя», с расчетом на многие годы, то лучше сейчас чуть переплатить, зато решить проблему надолго. Попытка сэкономить может привести к тому, что через несколько лет просто понадобится повторный ремонт.
Помимо качества материалов следует учитывать их совместимость, использовать строго по назначению. Например, если берешь реагирующие грунты, важно правильно выбрать растворитель. Поэтому я предпочитаю использовать все материалы от одного производителя, где вероятность несовместимости минимальна.
Здесь одно цепляет за собой другое, вопрос надо рассматривать в комплексе. Если положишь хороший грунт, но вместо нитрокраски возьмешь, допустим, алкидную, то просто все свернется и придется переделывать.
Еще одна практика – один грунт на все случаи жизни. У меня, например, пять видов грунта, все их я по необходимости использую. Еще одна ошибка – долго не закрывать грунт краской и лаком. Нанесли, высох – поехали кататься, пусть даже по гаражам. Или в отстой на неделю. Грунт пористый, он впитывает влагу, поэтому его надо как можно быстрее закрыть краской и лаком.
«Любая экономия – нарушение технологии»
– Почему получается некачественная покраска?
– Причин много, они могут быть разными, а иногда все накладывается одно на другое. Например, спешка, несоблюдение технологии из-за незнания, той же спешки или просто желания ускорить процесс. Кто-то, допустим, делает быстро, но «халтурит».
Скажу образно, так как зависит от материалов, но, например, положено наносить три слоя базы, а на них – три слоя лака, чтобы деталь была полностью укрыта, без непрокрашенных мест и прочего. А человек одним слоем базы укрыл – и вроде ничего.
Так чего продукт переводить? И по этой же причине только два слоя лака. Вроде красиво, блестит. Но малейший камешек – и скол.
Сейчас люди не хотят тратить большие деньги на ремонт, пытаются все делать подешевле. Начинается экономия материала. Если ты грунта используешь в два раза меньше положенного, соответственно ты идешь на компромисс с качеством. Значит, где-то слой слишком тонкий.
Сверху – краска и лак, скорее всего, тоже с экономией, и вроде ничего. Но небольшое механическое воздействие – и вылезает «жук». Ты даже не будешь видеть точечки, а проходит полгода – и тут внезапно коррозия.
А просто влага туда проникает, ей намного легче поднять эту краску.
– На чем-то вообще можно экономить?
– Любая экономия – нарушение технологии. Если положено 100 граммов на элемент, значит, надо нанести именно в таком количестве. Больше, кстати, тоже не всегда хорошо. На чем можно немного сэкономить, это на стоимости материалов, выбирая не самые дорогие, но все равно качественные. Но на технологии экономить нельзя.
– Некоторые владельцы пытаются сэкономить таким образом: отдают машину только на покраску, а подготовку делают сами…
– С таким подходом можно только проблемы нажить, если нет понимания, что и как делать. Подготовка к покраске не просто так занимает столько времени и высоко оценивается малярами по стоимости.
Особенно если есть попутные проблемы вроде деформации детали или коррозии. Всех «жуков» найти и вытравить, все хорошо зачистить, чтобы ничего не проявилось под краской и лаком.
А то потом рассматриваешь эти борозды…
Если говорить о качестве покраски, то это мусор, кратеры. Если у тебя на зачищенную, подготовленную поверхность вода попала, то это тоже перекрас означает. Не досушил маляр базу, ее под лаком поднимает, дает эффект объема – и такое пятно на элементе выскакивает. А все, что внутри лака, уже не заполируешь – только снять и перекрасить.
Со сборкой-разборкой тоже есть нюансы, особенно на старых машинах, где пластмасса и резина высыхают и в процессе демонтажа могут разрушаться. Многие пистоны – одноразовые.
– Все стремятся повторить заводскую шагрень, чтобы было «как по заводу». Это действительно сложно?
– На самом деле сделать идеально ровную поверхность сложнее. Повторить шагрень можно, это вопрос опыта. И да, согласен с тем, что многие хотят, чтобы машина была «как новая». Это, с одной стороны, похвально, с другой – куда важнее, чтобы это была не только видимость, чтобы сама работа была выполнена на уровне – чтобы через год-другой ничего не «выстрелило».
– Это же можно сказать и про подбор цвета? Почему машины частенько разных оттенков?
– Попасть в цвет не всем доступное искусство, хотя на самом деле это просто работа колориста. Любое лакокрасочное покрытие со временем выгорает. Если цвет краски подбирать просто по коду, можно получить разные оттенки. Более того, от партии к партии машин оттенок все равно может немного меняться, даже если это официально один цвет.
Поэтому, чтобы попасть в цвет, надо обращаться к колористу. Такие специалисты есть в штате компаний, занимающихся продажей лакокрасочных материалов, и они способны подобрать нужный оттенок. Собственно говоря, это известный факт, равно как и то, что в качестве образца обычно приносят крышку лючка бензобака, хотя мне доводилось и капот приносить.
Понятно, что и здесь играет роль человеческий фактор: насколько ответственно колорист подойдет к своей работе, делает он выкраски или нет.
«То, что в регионах делают дешевле, такое бывает»
– На чем обычно «разводят» клиента?
– Тут несколько вариантов: завышение стоимости работ, невыполнение части заявленных работ, экономия времени/средств на упрощении технологии, использовании материалов.
По поводу завышения стоимости скажу так. На СТО существуют нормы времени и использования материалов как на целые, так и на поврежденные детали. У «гаражников» тоже свои нормы. Но тут это даже не обман, а скорее оценка своей работы. Это вопрос того, насколько ценник соответствует среднему по рынку и готов ли клиент за это платить.
Другой вопрос – соответствие реально выполненных работ заявленным. Вот тут могут химичить, ведь рядовой автомобилист не всегда в курсе технологии.
Вариантов несколько: или добавляют работы, которые на самом деле не нужны, или делают их, но не в том объеме, как надо или как было заявлено.
Например, за обработку внутренних полостей могут взять, скажем, дополнительные 500 рублей, а на деле обрабатывают только легкодоступные места – так и проще, и видно же, что что-то делали. Бывает, что вообще только снаружи видимые места обрабатывают.
Но это еще ладно. Хуже, если берут хорошие деньги за качественную правку двери, а на деле решают вопрос толстым слоем шпаклевки.
В итоге ты заплатил за качественную работу, они здорово сэкономили по времени или на специалисте, а на выходе ты получил элемент, который может подкинуть неприятный сюрприз в будущем.
А когда ты рано или поздно начнешь машину продавать, первый же покупатель с толщиномером ее забракует. А про экономию на материалах уже говорил: работы и материалы заявляют по полной, а на деле кладут меньше слоев.
– Высокая или низкая стоимость покраски – показатель качества?
– И да и нет. На станциях элемент сейчас стоит от 250 рублей, в гаражах – от 200, хотя доводилось слышать и про 100-120 рулей, но это как раз пример подозрительно низких цен. Полный «облив» с подготовкой – от 4000. Но тут надо смотреть, какие сопутствующие работы появляются.
Стандартные или высокие расценки далеко не всегда гарантируют хороший уровень работ и материалов. Низкие говорят о том, что все-таки где-то есть экономия, и это должно настораживать.
То, что в регионах делают дешевле, да: бывает, что делают неплохо, а кто-то действительно просто готов брать за свою работу меньше, чем в столице или областных центрах.
Но часто качество работ все же хромает как раз из-за упрощения технологических процессов, экономии на материалах. И ничего хорошего из этого не получается.
Кузовные детали в базе запчастей Автобизнеса
Дефекты покраски автомобиля
Дефекты покраски могут иметь множество причин. Вообще, чтобы лакокрасочное покрытие получилось качественным и без значительных изъянов, требуется учесть и соблюсти много правил, факторов и условий. Профессионал своего дела, покрасив много машин и изучив своё ремесло досконально, многое делает автоматически, но даже у профи не всегда всё проходит гладко.
В этой статье я расскажу о различных дефектах, которые возникают во время и после покраски. Рассмотрим причины их появления, способы предотвращения и устранения.
Подготовка к покраске
Многие проблемы при покраске автомобиля возникают по причине неправильной предварительной подготовки панелей кузова. Это очень важный этап, к котором нужно отнестись очень ответственно. Базовые моменты включают в себя матование, мойку, сушку, обезжиривание.
Важно, чтобы окрашиваемая поверхность была сухой и без малейшего намёка на конденсат.
Необходимо, чтобы в помещении, где окрашивается машина была температура от +10 до +25 градусов по Цельсию.
Нужно использовать нужные пропорции компонентов краски и правильно настроить краскопульт. Более подробно о подготовке машины к покраске можно прочитать в другой статье.
Дефекты покраски
- Рыбий глаз
- «Рыбий глаз» – это маленькие круглые образования, похожие на кратеры, которые появляются во время или сразу после нанесения слоя краски.
- Причина:
- В основном, нанесение краски на поверхность, которая не была нормально очищена и обезжирена. На ней остались частицы жира, силикона, масла или воска.
- В качестве обезжиривателя могли применить растворитель, который не обезжирил нормально поверхность.
- В воздухе из компрессора присутствуют частички воды и масла.
- Использовался некачественный разбавитель.
Для предотвращения дефекта нужно тщательно обезжиривать поверхность, используя чистую безворсовую салфетку. Также можно в краску добавлять антисиликоновую добавку.
- Сморщивание
- Сморщивание или поднятие краски происходит, когда слой старой краски съёживается во время нанесения нового покрытия или во время сушки свеженанесённого лакокрасочного покрытия.
- Причина:
- Растворители, которые находятся в новой краске воздействуют на старое покрытие.
- Окрашиваемое покрытие не полностью затвердело, либо когда второй слой нового покрытия наносился после слишком длительной сушки первого слоя.
- Несовместимость старого покрытия на компоненты нового.
Чтобы устранить такой дефект нужно либо полностью снимать старое покрытие, либо распылять слой изолирующего грунта.
Вероятность поднятия и сморщивания краски снижается, если первый слой/слои наносить не очень мокро. Для этого первые слои нужно делать «туманными» с увеличенного расстояния. Более подробно об этом дефекте можете прочитать в статье “Если подняло краску”.
- Обесцвеченное пятно
- Это когда на свежем покрытии появляется пятно (обычно красного или жёлтого цвета).
- Причина:
- Это получается когда растворитель свежей краски растворяет пигменты на старом покрытии, и они поднимаются на поверхность нового покрытия.
- Иногда может не размешанный отвердитель от шпаклёвки так воздействовать на новое покрытие.
Чтобы справиться с этой проблемой нужно подождать, когда новое покрытие с пятном полностью просохнет, потом подготовить поверхность к покраске, нанести слой изолирующего грунта. Потом снова выждать, когда всё высохнет, подготовить поверхность и уже потом нанести свежую краску, не боясь появления дефекта.
Затуманивание/матовость
Появление матовости глянцевой поверхности после высыхания. Этот дефект возникает достаточно часто и у него может быть несколько причин.
Причина:
- Одной из причин может быть недостаточная выдержка времени после нанесения первого слоя.
- Другой причиной может быть недостаточно хорошая вентиляция в помещении, где происходит окрашивание, либо её полное отсутствие. Испарившиеся растворители от первого нанесённого покрытия как бы «зависают» в воздухе и действуют с ещё не засохшим финишным покрытием. Таким образом, они вызывают его матовость.
- Другая возможная причина – это слишком короткое время сушки между слоями и использование дешёвых разбавителей. Иногда причина – слишком толстое финальное покрытие.
Решается проблема последующей абразивной полировкой. Предотвратить матовость можно соблюдением всех необходимых условий разбавления, нанесения и межслойной сушки, а также оборудованием вентиляции.
- Растрескивание
- Выражается в трещинах различной длины и ширины, которые появляются на поверхности.
- Эта проблема имеет множество возможных причин.
- Причина:
- Наиболее частые причины – слишком толстая плёнка краски или лака.
- Cлишком короткое время межслойной сушки.
- Ускорение сушки нижнего слоя (к примеру с помощью фена)
- Использование слишком большого количества отвердителя.
- Единственный путь решить эту проблему – снять все дефектные слои и перекрасить поверхность снова.
- Опять же, предотвращается проблема соблюдением всех инструкций смешивания, нанесения и сушки лакокрасочных материалов.
- Подтёки/смещения краски или лака
Этот дефект случается достаточно часто, особенно у новичков. Любой профессионал когда-то делал подтёки.
Причина:
- Cлишком близкое расположение краскопульта к поверхности, слишком медленное движение покрасочного пистолета во время распыления и покрытие одной области два раза подряд без сушки.
- Слишком много разбавителя при разбавлении краски и окрашивание в холодном помещении, также можно причислить к возможным причинам этой проблемы.
Для предотвращения подтёков нужно соблюдать необходимую дистанцию от поверхности, двигать пистолет сразу после начала формирования глянца и проконтролировать температуру внутри помещения, где происходит окрашивание. Не нужно забывать и о правильных пропорциях смешивания краски и лака. Подробнее о том, как красить без подтёков, можете прочитать здесь.
Убираются подтёки либо перекрашиванием, либо шлифованием места подтёка после полного затвердевания краски и последующей полировкой. О других методах устранения подтёков можете прочитать статью “как убрать подтёки после покраски”.
- Шагрень (эффект “апельсиновой корки”)
- Шагрень тоже достаточно частое явление.
- Причина:
- Недостаточно жидко разведённый лакокрасочный материал и распыление со слишком низким давлением.
- Слишком быстрый разбавитель и слишком толстые слои.
- Неправильные настройки краскопульта.
- Первый слой был нанесён слишком сухо. Последующие слои повторяют структуру первого.
Решается проблема шлифованием абразивом P1200 – P2000 и последующая полировка. Либо же более кардинально – перекраска поверхности с нормальными настройками пистолета и нормально разведённой краской.
Окунторивание (проявление контура ремонтной области)
Такое происходит, когда растворитель из свежего слоя краски проникает и воздействует на некоторую зону подложки (обычно загрунтованную ремонтную область). Это выглядит как морщинки вокруг определённой области.
Причина:
- Это может быть область, загрунтованная однокомпонентным грунтом.
- Плохая подготовка поверхности, в частности краёв ремонтной области. Крупные царапины вокруг загрунтованного участка восприимчивы к растворителю краски.
Чтобы предотвратит такой дефект, лучше всегда грунтовать двухкомпонентными грунтами. Если на поверхности несколько небольших ремонтных областей, то лучше подготавливать и загрунтовывать большую область, включающие маленькие.
- Решается проблема шлифованием дефектной области и нанесением слоя изолирующего грунта и последущее перекрашивание.
- Пузырьки воздуха под краской
- Пузырьки воздуха под краской служат причиной появления маленьких кратеров, которые по внешнему виду напоминают дефекты «рыбий глаз».
- Причина:
- Перед нанесением краску или лак взбалтывали и не подождали, когда пузырьки исчезнут.
- Конденсат под краской.
- Вода в воздухе из компрессора.
- Неправильные настройки пистолета.
- В зависимости от серьёзности, проблема решается шлифованием абразивами P1200-P2000 и последующей полировкой, либо перекраской поверхности.
- Царапины от шлифования (риски)
- Следы от шлифования проявляются как линии на краске.
- Причина:
- Неправильная подготовка к покраске. Была использована шлифовальная бумага со слишком крупным абразивом.
- Шлифование недосушенного грунта перед покраской.
- Слишком тонкий слой нового лакокрасочного покрытия.
Иногда удаётся убрать следы от шлифования, после полного высыхания краски и её просадки в царапины. В этом случае поможет абразивная полировка. Если же царапины остались под лаком, то тогда уже, чтобы их убрать, нужно перекрашивать поверхность.
- Предотвратить это можно соблюдая правила подготовки поверхности и поэтапно уменьшая градацию абразива шлифовальной бумаги.
- Отслаивание
- Это потеря адгезии между лакокрасочным слоем и подложкой.
- Причина:
- Плохая подготовка поверхности. Обычно плохая шлифовка или очистка (обезжиривание).
- Превышено время сушки первого слоя.
- Нанесения несовместимой краски.
- Предотвращение проблемы состоит в правильном выполнении всех этапов подготовки и нанесения краски.
- Отверстия
- Отверстия бывают внутри и сверху шпаклёвки и остаются на грунте и краске.
- Причина:
- Пузырьки воздуха образуются и остаются в шпаклёвке во время смешивания. Эти пузырьки проявляются после шлифования, создавая маленькие отверстия. Иногда воздух, который собрался в этих отверстия действует на верхний слой лакокрасочного покрытия после окрашивания, поднимаясь и образуя кратер.
- Чтобы предотвратить появление отверстий от пузырьков воздуха, шпаклёвка должна смешиваться правильно и наносится тонкими слоями.
- Пыль и мусор
- Это одна из самых частых проблем при покраске в посредственных условиях.
- Причина:
- Плохая подготовка поверхности.
- Запыленность помещения, где происходит окрашивание.
- Пыльная одежда маляра.
- Неотфильтрованная краска с частицами мусора.
Для устранения пыли и мусора в краске потребуется после полного затвердевания отшлифовать окрашенную поверхность абразивами P1200-P2000 и отполировать.
Полностью от пыли, пожалуй, невозможно избавиться, но значительно сократить, возможно. Для этого нужно всё тщательно пропылесосить в мастерской, сделать влажную уборку. Можно также, по возможности, все поверхности мастерской закрыть полиэтиленовым укрывным материалом. Также важно организовать вентиляцию.
- Медленное затвердевание
- Медленное затвердевание или мягкость лакокрасочной поверхности проявляется, когда краска вроде бы высохла, но осталась мягкой на ощупь и восприимчивой к повреждениям и воздействию воды.
- Причина:
- Cлишком толстые слои краски или лака и плохая просушка между ними.
- Было добавлено слишком мало или слишком много отвердителя.
- Мог быть использован неправильный разбавитель, не соответствующий температурным условиям.
- Слишком низкая температура в помещении, где окрашивается автомобиль и высокая влажность.
- Краска с превышенным сроком годности.
При такой проблеме хорошо может помочь инфракрасная сушка. Она просушивает все слои изнутри.
Если пропорции смешивания были нарушены незначительно, то просто будет увеличено время высыхания при нормальных температурных условиях. Если краска не при каких условиях не высыхает, то её нужно удалять, грунтовать поверхность и красить заново другой ераской.
- Просадка
- Подобный дефект может проявляться, когда ремонтная область становится видимой через несколько дней после ремонта.
- Причина:
- Шпаклёвка могла полностью не затвердеть и просела уже после окрашивания.
Пузырьки от испарений растворителя (вскипание)
Пузырьки от растворителя или «вскипание», как этот дефект иногда называют, представляет собой маленькие пузырьки или кратеры на поверхности краски. Это неиспарившийся растворитель остался под плёнкой засохшего верхнего слоя.
Причина:
- Мог использоваться слишком быстрый разбавитель или другие факторы, которые ускорили слишком быстрое высыхание верхнего слоя. То есть, у растворителя не хватило времени испариться, так как сверху уже образовалась плёнка.
- Был нанесён слишком толстый слой краски или лака. Сверху образовывается плёнка, а весь остальной слой продолжает сохнуть, испаряя растворитель.
В такой ситуаци
и часто приходится перекрашивать поверхность, используя более медленный разбавитель.
Пятнистость
Пятнистость, а также полосатость бывает на красках с эффектом «металлик». Так получается, когда чешуйки располагаются неравномерно, формируются области с большой концентрацией чешуек «металлика» и места, где их очень мало. Получаются светлые и тёмные пятна и полосы. Такая же проблема может возникнуть при нанесении «перламутровых» красок.
Причина:
- Несбалансированный факел краскопульта.
- Перебор с добавлением в краску разбавителя.
- Нанесение лака до того как высох слой базы.
- Неправильное перекрывание рядов во время окраски.
Чтобы предотвратить появление таких пятен и полос нужно проконтролировать качество распыляемого факела, разводить краску в правильных пропорциях, ждать не менее 30 минут после нанесения базы, а также правильно наносить базу и лак, перекрывая ряды краски на 50–75%. При нанесении финишных слоёв базы нужно увеличивать расстояние от краскопульта до поверхности. Более подробно можете прочитать статью “как красить металликом”.
Чтобы устроить пятна и полосы, придётся подготовить поверхность заново и перекрасить.
Образование пузырей
Раздутые области могут появиться на поверхности краски спустя неделю. Такое случается из-за влаги, которая остаётся под краской.
Причина:
- Это может быть из-за повышенной влажности во время нанесения краски или невидимого конденсата на окрашиваемой поверхности.
- Влага из компрессора из-за плохого или неисправного водоотделителя.
- При возникновении такой проблемы лучше перекрасить поверхность, предварительно счистив нанесённое покрытие.
- Просвечивание подложки
- Такая проблема наблюдается после окрашивания поверхности и иногда заметна только при определённом освещении.
- Причина:
- Недостаточное количество и толщина слоёв краски.
- Краска со слабой укрывной способностью.
- Слишком большая концентрация разбавителя в красе.
Некоторые цвета краски имеют слабую укрывистость и требуют нанесения на подложку (грунт) определённого цвета. При слабоукрывистых цветах требуется нанесение большего числа слоёв краски чем обычно. Важно в этом случае соблюдать межслойную сушку каждого слоя.
Печатать статью
Фас сзо: ржавчина на автомобиле — не дефект
Повреждение лакокрасочного покрытия в легковом автомобиле, приведшее к возникновению коррозии не является неустранимым недостатком. Поэтому менять автомобиль или возмещать покупателю его стоимость продавец не обязан. Так решил Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 8 апреля 2015 года по делу N А56-68577/2013 подтвердил правильность постановления апелляционного суда, отменившего решение суда первой инстанции.
Коммерческая компания приобрела легковой автомобиль «Lexus RX 350» в автосалоне. Через год после приобретения и эксплуатации автомобиля на задней крышке багажника автомобиля истцом были обнаружены пятна коррозии, в связи с чем компания обратилась к автосалону, выступающему ответчиком по делу, с просьбой произвести гарантийный ремонт автомобиля.
Автосалон отказал ответчику объяснив, что пятна коррозии на задней крышке багажника автомобиля не являются производственным дефектом, который подлежит гарантийному ремонту. Компания-истец заказала экспертизу, которую провел Центр независимой экспертизы «Петроградский эксперт».
По выводам экспертам, причиной возникновения дефектов лакокрасочного покрытия и появления пятен коррозии на крышке багажника автомобиля стало нарушение технологии подготовительных и окрасочных работ.
На основании результатов экспертизы компания направила в адрес автосалона претензию, в которой предложила в течение семи дней со дня ее получения заменить автомобиль «Lexus» на аналогичный той же комплектации или вернуть его полную стоимость. Поскольку автосалон не отреагировал на претензию, компания обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении дела арбитры исходили из того, что пунктом 1 статьи 469 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Если на товар предоставлена гарантия качества, продавец, в соответствии с нормами статьи статьи 476 ГК РФ несет ответственность за недостатки товара, если не сможет доказать, что эти недостатки возникли после его передачи покупателю из-за нарушения правил хранения или пользования товаром, или действий третьих лиц, либо обстоятельств непреодолимой силы. По нормам пункта 2 статьи 475 ГК РФ покупатель может требовать замены некачественного товара, если обнаружены его неустранимые недостатки, а именно недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки. Наличие существенного недостатка устанавливается в судебном порядке по каждому конкретному случаю, исходя из установленных по делу обстоятельств. В спорном случае, в рамках судебного разбирательства была проведена повторная экспертиза Фондом «Центр независимой потребительской экспертизы» и подготовлено заключение. По мнению экспертов, повреждения лакокрасочного покрытия и пятна коррозии на задней крышке багажника автомобиля «Lexus» появились из-за внешних механических воздействий мелких твердых предметов. При этом существенных дефектов, которые связаны с качеством лакокрасочного покрытия, автомобиль не получил, он имеет достаточно качественные эксплуатационные и эстетические потребительские свойства. На основании выводов именно этой экспертизы арбитражный суд вынес решение об отказе истцу в исковых требованиях.
Экспертиза краски автомобиля после ДТП
- Avtoexpert.pro > Экспертиза лакокрасочного покрытия > Экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля
- Автоэкспертиза – это процесс оценки ущерба, нанесенного автомобилю вследствие каких-либо событий (например, ДТП, воздействия окружающей среды, производственного или эксплуатационного дефекта).
- Независимая экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля проводится не так часто, как другие виды осмотров, но в некоторых ситуациях просто необходима.
- Обследование ЛКП относится к автомобильно-техническим видам диагностики.
Проверка лакокрасочного покрытия поможет оценить состояние лакокрасочного покрытия автомобиля и при наличии недостатков выявить истинные причины их появления. Для этого проводится анализ твердости, толщины и адгезии покрытия кузова.
Осуществляется это с помощью соответствующего оборудования.Твердость лакокрасочного покрытия – физико-механическая характеристика, дающая представление о степени сопротивления материала локальному силовому воздействию или деформации.
Показатель измеряется при помощи маятникового прибора или методом царапанья.
Измерение толщины лакокрасочного покрытия производится при помощи толщиномера. Оптимально допустимой нормой этого показателя для большинства автомобилей является – 160 микрон.
Адгезия лакокрасочного покрытия — взаимодействие поверхности корпуса автомобиля, подготовленной для покраски, с самим лакокрасочным материалом. Именно она является самым важным параметром в защите кузова от коррозии. Единицей измерения адгезии является сила отрыва покрытия на единицу площади поверхности.
Проверка адгезии лакокрасочного покрытия производится в лабораторных условиях с применением различных методов и приборов. Основные методы измерения качества адгезии:• метод решетчатых надрезов – применяется на поверхностях не толще 250 мкм. Регламентируется ИСО2409.
• метод отрыва – применяется на плоских поверхностях путем приклеивания металлической пластины на проверяемую поверхность и последующего ее отрыва специальным прибором. Регламентируется стандартом ИСО 4624.
Недостатки и повреждения, выявляемые в процессе экспертизы лакокрасочного покрытия автомобиля
Полная диагностика лакокрасочного покрытия автомобиля выявляет недостатки и повреждения поверхности кузова или деталей. «Недостаток» отличается от понятия «повреждение лакокрасочного покрытия автомобиля» тем, что образуется в процессе формирования и нанесения красочного слоя, а не во время эксплуатации автомобиля.
Экспертиза лакокрасочного покрытия выявляет такие недостатки:
• разнооттеночность лакокрасочного покрытия — неоднородность цвета покрытия корпуса.• коррозия (косметическая)• «паутинка» по поверхности слоя краски• сыпь, риски и штрихи• непрокрас участков поверхности
• сорность, потеки и т.д.
Слабое лакокрасочное покрытие под воздействием различных факторов получает следующие повреждения:
• скол лакокрасочного покрытия- поврежденные места на кузове автомобиля, в которые запросто попадает влага, различные химические компоненты, что влечет за собой коррозию.• вздутие лакокрасочного покрытия — деформация одного или нескольких слоев покрытия, имеющая локальный характер возникновения.
- Как правило, причинами вздутия бывают механические повреждения корпуса автомобиля, внутреннее гниение материала кузова, реакция на реагенты, находящиеся в атмосфере (касается местности вблизи промышленных предприятий), ржавчина, плохое качество покраски.
- Вздутие влечет за собой отслоение лакокрасочного покрытия
- • царапины.
Причины дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля
Качество лакокрасочного покрытия автомобиля определяет степень его подверженности воздействиям различных факторов. Механические повреждения, перепады температур, дождь, снег, град ведут за собой ухудшение состояния внешнего вида авто.
Даже самый аккуратный его владелец, который ни разу не попадал в дорожно-транспортные происшествия и ревностно ухаживает за своей «ласточкой», стает заложником природных явлений. Дефекты лакокрасочного покрытия автомобиля неизбежны в любом случае.
Поэтому, очень важно чтобы качество лакокрасочного покрытия находилось на высоком уровне.
Так же, продлить срок службы лакокрасочного покрытия поможет полноценный уход за автомобилем, регулярный техосмотр, воздержание от частой полировки.Важно помнить, что гарантия на лакокрасочное покрытие не всегда оправдывает ожидания в случае каких-либо проблем.
Существует множество нюансов гарантийного соглашения, которые влекут отказ клиенту в повторной покраске.
Исследование лакокрасочных покрытий проходит в несколько этапов. Вначале осуществляется визуальная оценка лакокрасочного покрытия автомобиля согласно ГОСТу 9.407-84.
В ходе осмотра выявляются, измеряются и фиксируются в соответствующей документации повреждения, полученные при эксплуатации машины. Дальнейшая проверка лакокрасочного покрытия преследует цель выявления производственных дефектов.
- Качественная покраска не должна иметь изъянов.
- Экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля призвана помочь новоиспеченным владельцам подержанных авто выяснить производился ли ремонт и перекраска отдельных частей кузова.
- Если факт имел место быть, то можно определить, как давно и насколько качественно был произведен ремонт.
- Если после покраски кузова или его отдельных частей владелец авто имеет претензии к качеству ремонта, независимая экспертиза автомобиля лакокрасочного покрытия подтвердит или опровергнет вину мастерской.
- Каталог дефектов лакокрасочного покрытия автомобилей можно увидеть здесь.
- 4 — : 4,00
Назначение экспертизы по выявлению дефектов и определению существенного недостатка автомобиля
Заводской брак, несоответствие транспортного средства заявленным характеристикам, скрытые дефекты, обнаруженные после покупки автомобиля, некачественный ремонт и обслуживание — частые явления. Даже самые именитые производители время от времени отзывают целые партии только что сошедшей с конвейера продукции из-за существенных недостатков автомобилей.
Судебная практика свидетельствует о многочисленности исков о возврате транспортных средств в автосалон, дилеру или производителю. Еще больше проблем связано с некачественным ремонтом и обслуживанием.
Дефект покраски автомобиля, дефекты кузова, двигателя и другого ключевого оборудования, использование некачественных запчастей и расходных материалов, предоставление услуг ненадлежащего качества часто приводят к куда более серьезным неприятностям, чем первичный производственный брак.
Любые дефекты — не просто нарушение технических и эксплуатационных качеств транспортного средства. Они способны стать причиной ДТП, повлечь большой материальный ущерб и, что хуже, человеческие жертвы.
У автовладельцев есть несколько вариантов действий — вернуть автомобиль, получить компенсацию, взыскать ущерб, устранить недостатки за свой счет и ничего дальше не предпринимать либо устранить их за счет продавца (производителя).
В период действия гарантии на машину, комплектующие или выполненные работы (оказанные услуги) ответственность за дефекты несет производитель или автосервис.
Предъявить некоторые претензии производителю можно и после истечения гарантии, но в пределах установленного срока службы автомобиля.
Претензии автовладельцев, связанные с дефектами и неисправностями автомобиля, которые возникли по вине производителя или автосервиса, рассматриваются в рамках Закона о защите прав потребителей.
Чтобы установить, что послужило причиной дефекта и, соответственно, кто должен нести за это ответственность, назначается автотехническая экспертиза, а точнее одна из ее разновидностей — автотовароведческая экспертиза.
Упрощенно можно сказать: за «производственные» недостатки отвечают продавец и производитель, за «эксплуатационные» – потребитель (но не всегда, а только если они возникли после передачи товара потребителю).
Назначение автотовароведческой экспертизы необходимо, если есть спор между потребителем и производителем (продавцом, дилером) или автосервисом о причинах возникновения дефектов и (или) стоимости их устранения.
Что провоцирует конфликты:
- Производитель (продавец, автосервис) всеми правдами и неправдами полностью или частично отказывает потребителю в удовлетворении требований.
- Потребитель хочет явно больше того, на что он может реально рассчитывать по закону.
- Потребитель, заявив о недостатках и будучи уверенным в замене товара на новый или в полном возврате стоимости товара, перестает относиться к пока ещё своему имуществу бережно, в результате чего товар (как правило – автомобиль) получает множество дополнительных эксплуатационных повреждений, с наличием которых продавец (производитель) пытается отказаться менять товар или возвращать его полную стоимость.
Проблема в том, что многие неисправности носят скрытый характер и проявляются не сразу. Нести ответственность и убытки производители и продавцы не хотят, стараясь доказать, что причина поломок — нарушение правил эксплуатации транспортного средства (как правило) или ДТП (при наличии данных об этом). У потребителей задача другая — доказать вину производителя (автосервиса) и возместить убытки.
Но ни тот, ни другой вопрос невозможно решить, пока не будут точно установлены причины дефектов. И уже в зависимости от причин будут ставиться и решаться другие вопросы.
Можно ли разрешить спор без экспертизы? Да, и даже без суда. Сторонам достаточно обсудить ситуацию и договориться, подписав об этом соглашение. Но такой подход не гарантирует снятие спора с повестки дня — соглашение нужно еще выполнить.
Как правило, производитель (продавец, автосервис) идут на компромисс, если репутационные потери обойдутся дороже либо вина очевидна. В иных случаях все индивидуально.
Но если стороны не хотят идти на уступки и договариваться, не обойтись без экспертизы по определению наличия недостатков, причин их возникновения, возможных способов и стоимости их устранения.
Только исходя из ее результатов можно будет принимать решение дальше — положиться на судебное разрешение спора или заключить в судебном процессе мировое соглашение, которое будет утверждено судом и приобретет обязательный для исполнения характер.
Основные задачи экспертизы — выявление дефектов (повреждений, неисправностей) транспортного средства (ТС) и установление причин, характера и обстоятельств их возникновения.
Эксперт может определить первопричины возникновения дефектов (неисправностей) — заводской брак, износ, неправильная эксплуатация ТС, преднамеренная порча.
Также есть возможность конкретизации причин, например, конструктивные недостатки, несоблюдение технологии производства, низкое качество материалов, ошибки сборки и т.д.
Для дефектов эксплуатационного характера возможно установление действий, которые привели к появлению таких дефектов.
В рамках экспертиз по рекламациям (претензиям покупателей к производителю, продавцу, поставщику) исследуются заявленные недостатки (дефекты) товара (автомобиля или его комплектующих) или услуги (ремонта или технического обслуживания), а также возможность и стоимость их устранения.
Экспертизы позволяют установить несоответствие транспортного средства или его элементов государственным стандартам, техническим условиям производителя, гарантийным обязательствам, условиям договора. А для услуг — их несоответствие регламентам, технологической и другой нормативной документации на проведение работ.
В общем виде порядок действий можно определить так:
- Решение вопроса о необходимости экспертизы. Цели, задачи, возможные результаты с точки зрения ведения дела.
- Формулирование вопросов.
- Определение материалов для исследования. Здесь важно учесть, что для решения всех или некоторых вопросов эксперту может потребоваться техническая документация, отсутствующая в открытом доступе, которую эксперту необходимо будет запрашивать у продавца (производителя) через суд.
- Выбор эксперта (экспертной организации).
- Ходатайство в суд о назначении автотехнической экспертизы.
- Определение суда о назначении автотехнической экспертизе.
- Производство экспертизы.
- Ознакомление с заключением.
- Решение вопроса, если необходимо, о назначении дополнительной (повторной) экспертизы.
Экспертиза назначается судом. Он может сделать это по своей инициативе или по ходатайству сторон (одной из сторон).
Как правило, истец или ответчик ходатайствует о производстве исследования, если оно с высокой долей вероятности подтвердит его доводы.
Суды проявляют инициативу обычно только в одном случае — позиции сторон спорны, а без экспертизы высока вероятность отмены (пересмотра) решения при его обжаловании.
Если вопрос о назначении исследования не поднят при подаче иска (возражения, встречного иска), то в ходе процесса его целесообразно согласовать со своим представителем (юристом, адвокатом). Экспертиза — часть стратегии ведения дела.
Вопросы автотовароведческой экспертизы, как правило, стандартны. Правда, их перечень и содержание зависят от обстоятельств дела и предмета иска.
Наиболее распространенные типовые вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы по недостаткам товаров (услуг), можно разделить на 2 группы.
Группа 1. Вопросы относительно перечня недостатков (дефектов), их причин и характера:
- Какие недостатки имеет товар (услуга)?
- Каковы причины возникновения недостатков?
- Какой характер носят причины возникновения недостатков: производственный или эксплуатационный?
Группа 2. Вопросы автотехнической экспертизы, которые целесообразно ставить только при дефектах производственного характера:
- Возможно ли устранение недостатков?
- Какова стоимость устранения недостатков?
- Каковы затраты времени на устранение недостатков?
- Какие недостатки выявлялись неоднократно?
- Какие недостатки проявились вновь после их устранения?
Среди возможных вопросов эксперту — когда возник недостаток? Этот вопрос ставится в отношении недостатков, причины которых носят эксплуатационный характер, но есть основания полагать, что они возникли до передачи товара потребителю или во время оказания услуги (т.е. когда владелец не мог пользоваться автомобилем). Необходимо учитывать, что такой вопрос может быть решен далеко не всегда.
Когда в судебном разбирательстве необходимо принять решение о замене товара или возврате его стоимости, у суда возникает вопрос о существенности недостатков товара или услуги.
Однако ставить прямой вопрос эксперту о существенности недостатков некорректно — это правовой вопрос, находящийся в компетенции суда. Существенно или несущественно — оценочный фактор. Решение — за судом.
И оно, среди прочего, принимается на основе заключения эксперта, перед которым были поставлены все вышеприведенные вопросы.
Указанные выше формулировки вопросов носят общий характер. Их нужно конкретизировать с учетом обстоятельств дела. «Товар» — конкретное транспортное средство, оборудование, конкретные комплектующие и т.д. «Услуги» — конкретные услуги (работы), которые должны быть исследованы экспертом.
Отдельно необходимо рассмотреть формулировки вопросов, касающихся недостатков товаров (услуг):
- В тексте вопроса нужно конкретизировать, какие именно недостатки подлежат исследованию.
- Перечень заявляемых недостатков требует внимательно анализа. Не всегда разумно заявлять все, что уже выявлено (заявлено) или может быть выявлено экспертом. И не всегда эксперт имеет возможность исследовать все недостатки, когда их перечень обозначен широко.
- В интересах ответчика (продавца, производителя), чтобы перечень производственных недостатков был минимальным. Поэтому этой стороне процесса всегда целесообразно конкретизировать и, тем самым, ограничивать, их перечень.
- Истец (потребитель), наоборот, заинтересован, чтобы перечень недостатков был как можно шире (особенно, если цель – замена товара или возврат его стоимости). Из-за этого есть стремление расширять список заявленных недостатков, надеясь на инициативу эксперта. Это не будет критической ошибкой. Но следует заранее подумать о том, сможет ли эксперт исследовать все недостатки, учитывая наличие (представление) технической документации и условий для проведения исследования. Кроме того, объем исследования прямо влияет на сроки и стоимость экспертизы, а это может быть серьёзно. И, конечно же, надо ориентироваться на цели и задачи назначения экспертизы – как правило, нет смысла стремиться к выявлению абсолютно всех скрытых недостатков товара.
Если суд сам не назначает экспертизу (и маловероятно, что он это сделает), инициативу должна проявить заинтересованная сторона. Когда в деле есть юрист (адвокат), вопрос нужно согласовать с ним.
Опытные представители знают, в какой момент и для чего именно стоит назначить экспертизу.
Если же вы сами ведете свое дело, экспертизу желательно назначить как можно раньше — тогда вы быстрее получите нужное доказательство и, по сути, решите ход процесса в свою пользу.
Инициатива истца или ответчика имеет большое значение. Ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы позволяет:
- обратить внимание суда и эксперта на наиболее важные, как вы считаете, обстоятельства дела;
- предложить эксперту свои вопросы, чтобы сделать в рассмотрении дела нужный для вас акцент;
- предложить суду желательную экспертную организацию (эксперта) или список нежелательных.
Предварительно вы можете проконсультироваться с профильным экспертом, чтобы подробнее узнать о том, как производится экспертиза, что для нее нужно, какие вопросы поставить. При этом вовсе нет необходимости в дальнейшем ходатайствовать о назначении исследования именно этому эксперту. На этом этапе важно получить нужные знания, которые помогут в дальнейшем принять важные решения.
Нередко в деле уже присутствует заключение специалиста по недостаткам товара (услуги), и на этом основании суд не захочет назначать экспертизу. Чтобы снять возможные возражения другой стороны процесса и убедить суд в необходимости исследования, постарайтесь отдельно указать в ходатайстве:
- почему заключения специалистов недостаточно для правильного разрешения дела, либо почему оно не может быть доказательством;
- какие, возможно, ошибки, недочеты, спорные выводы есть в заключении;
- какие дополнительные или более точные, конкретные, достоверные ответы позволит получить экспертиза;
- что может быть предоставлено на экспертизу дополнительно (новые материалы, сведения и т.д.), поможет разобраться в деле и вынести правильное решение.
Для подготовки текста и самого процессуального документа обычно используется образец ходатайства о назначении автотовароведческой экспертизы. Целесообразно ознакомиться с несколькими примерами и выбрать наиболее подходящий для вашего случая.
По своей инициативе или на основе ходатайства участника процесса суд выносит определение о назначении автотехнической экспертизы. Это процессуальный документ, как правило, типовой формы.
Помимо всех стандартных формальный «реквизитов» в определении указываются обстоятельства дела, причины назначения экспертизы, материалы для исследования и приводится список вопросов.
Для сторон процесса важность представляет вопрос, кто именно и на каких условиях обеспечивает техническую сторону проведения исследования (предоставление документации, техническое обеспечение – оборудование, специалисты для проведения необходимых работ).
Всегда нужно внимательно знакомиться с определением, которое является основанием для производства автотехнической экспертизы.
Судьи могут допускать ошибки, не совсем корректно отражать позицию, указанную стороной в ходатайстве, изменять вопросы, упускать из виду важные, по вашему мнению, моменты.
Лучше сейчас, своевременно, обратить внимание суда на это, чем потом столкнуться с неожиданным заключением и решать вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
В этой ситуации есть несколько вариантов действий:
- Попытаться признать заключение недопустимым доказательством. Сделать это крайне сложно, а если исследование было назначено по вашей инициативе и в выбранной вами организации — практически нереально. Зацепиться можно за необъективность, предвзятость эксперта, его некомпетентность и т.п. Но придется все это доказать, причем очень убедительно.
- Вызвать эксперта в суд в целях дачи разъяснений. Как вариант (при наличии технической возможности) — допрос эксперта посредством видеоконференцсвязи.
- Ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.
- Подать ходатайство о назначении повторной автотехнической экспертизы.
- Если ничего не получится или покажется нецелесообразным, нужно рассматриваться вариант использования в свою пользу других доказательств по делу.
Поскольку не эксперту досконально разобраться в экспертизе (исследовании и заключении) будет сложно, разумно подключить к анализу профильного эксперта — разумеется, не того, кто проводил исследование. Можно и просто посоветоваться с ним.
Если же есть явные ошибки, нарушения, неточности, спорные выводы, необходимо обратить на них внимание суда. Судьи крайне заинтересованы, чтобы решение «устояло» в вышестоящем суде, поэтому мимо очевидных проблем заключения не пройдут.
Дополнительные и повторные экспертизы назначаются судом по ходатайству заинтересованной стороны. Нужно убедить суд, что такая экспертиза нужна и без нее дело правильно не решить. Если суд откажет, принятое решение можно обжаловать в вышестоящем суде, но делать это нужно быстро, не затягивая ход процесса.
К назначению экспертизы необходимо относится как к возможности получения важного, самого важного доказательства. Это требует ответственности, внимательности, желания разобраться в непонятных моментах.
При наличии юриста (адвоката) по всем вопросам можно консультироваться с ним, да и разумнее – действовать сообща. Если представителя нет, обязательно обращайтесь к профильным экспертам.
Это несложно, по нынешним временам очень доступно, а главное — реально помогает как минимум не допустить непоправимых ошибок. Будьте бдительны и не пускайте дело на самотек.
Готовьтесь к экспертизе, советуясь с профессионалами, а не в соцсетях и среди родственников и коллег.